Нотариату – 95 лет

Споры породили судей, нежелание спорить — нотариусов.
Слово «нотариус» (notarius) латинского происхождения, переводится как писец, секретарь. Поэтому и возникновение института нотариата чаще всего связывают с правом Древнего Рима. Между тем многие историки юриспруденции обращаются и к памятникам древнего Вавилона. Так, сделки в письменной форме совершались на глиняных табличках по строго определенным правилам. Табличку составлял писец, обладающий необходимыми познаниями. Зачастую в целях сохранения документов они передавались в храмовые архивы.

Впервые нотариус появился в Древнем Риме в лице простого писца — scribae, exceptores et notarii. И тот и другой выполняли практически одинаковые функции, разница заключалась в том, что scribae состояли на государственной службе, a exceptores et notarii — на службе у частных лиц.

Появление подобного института имеет историческое обоснование. Большинство населения не имело юридических познаний, более того, было неграмотным. Соответственно, возникала необходимость в человеке, который, имея навыки составления юридических документов, мог бы изложить надлежащим образом и зафиксировать волю гражданина. В роли такого человека и стал выступать писарь, в последующем получивший название нотариуса.

Следует учитывать, что римское право предъявляло некоторые формальные требования к составлению различных документов. При несоответствии этим формальностям документ считался ничтожным. Поэтому писарь обязан был знать исторические аналоги удостоверительных надписей. Само слово «notarius» имеет корневую основу «nota» (лат.) — замечание, заметка. Многие нотариусы в древности и в Средние века не могли отойти от штампов (даже если приверженность штампам не считалась обязательной). Клиенту предлагался набор заготовленных текстов, из которых выбирался наиболее подходящий.

Приверженность штампам сохранилась в некоторых странах и в настоящее время, хотя это касается и не только нотариусов. В частности, в Шотландии договоры, предметом которых является недвижимость, содержат массу анахронизмов, сохранившихся в силу традиции составления таких документов.

В последующем стал развиваться институт церковных нотариусов, что обусловливалось усилением церковной власти, когда большинство земельных угодий принадлежало именно ей. Церковь была самым крупным собственником. Учет, ведение документации, представление интересов церкви — все это порождало развитие административного аппарата. К тому же именно церковные служители были обучены грамоте.

Таким образом, с момента появления нотариат развивался в нескольких направлениях:
нотариус — государственный служащий;
нотариус — лицо свободной профессии;
церковный нотариус.

Первые получили распространение во Франции, вторые — в Италии. Церковные нотариусы в связи с противостоянием церковной и светской властей со временем канули в Лету.

В средние века нотариус осуществлял функции, во многом идентичные функциям современного нотариуса, — составление договоров, удостоверение завещаний, ведение юридических дел и т. д.

Нотариусы находились также под постоянным контролем со стороны публичных органов. Зачастую нотариусы были ставленниками верховной власти и королевскими служащими. Традиционно нотариусы осуществляли свои функции в тесном контакте с судебными органами. Во Франции ордонанс Виллер-Коттре (1539 г.) требовал обязательной регистрации дарственных в судах первой инстанции.

Существовали специальные школы по подготовке нотариусов, но эту должность в большинстве случаев мог занять только потомок нотариуса. Сословность определяла возможность поступления на должность. Существовал так называемый «закрытый цех». Возможно, отголоски давних времен еще и сегодня дают о себе знать, поэтому в Западной Европе сильны тенденции противостояния «свободных» юристов и «цеховых» — адвокатов, нотариусов.

В России нотариат появился в 1867 году. Нотариус работал при судебных органах и под достаточно жестким контролем с их стороны. Нотариус «...выдавал выписки из актовых книг и копии актов, свидетельствовал всякого рода акты, протесты, копии, подлинности подписей, время предъявления ему документов, нахождения лица в живых, передавал заявления одного лица другому, оформлял доверенности, заемные обязательства, договоры и протесты, мировые и третейские записи и прошения, принимал на хранение документы и составлял проекты раздела наследства».

Нотариальное производство занимало важное место в имущественном обороте. Несмотря на то, что значительный круг вопросов, которые приходилось разрешать, носил юридический характер, законодательство того времени не предъявляло требований в виде обязательного юридического образования для соискателя на должность нотариуса. Устанавливался возрастной ценз — 21 год, выдвигалось требование о наличии российского подданства. Одновременно соискатель должен был быть «неопороченным судом или общественным приговором, не занимать никакой иной должности ни в государственной, ни в общественной службе, успешно сдать испытания и внести залог». Нотариус считался государственным служащим, но без права на содержание и пенсию. Исключение было сделано в отношении нотариусов, назначаемых в те местности, в которых не находилось желающих исполнять обязанности добровольно. Оклад устанавливался министром юстиции. Старший нотариус был государственным служащим, и в его функции в первую очередь входило ведение нотариального архива.

По-видимому, предусматривалась сдача испытания — аналога современного квалификационного экзамена. «Экзамен принимался комиссией, состоявшей из председателя окружного суда, прокурора и старшего нотариуса без участия практикующих нотариусов. Экзаменуемый должен был доказать свое умение правильно излагать нотариальные акты, знание нотариального делопроизводства, гражданского законодательства и иных отраслей права, непосредственно связанных с исполнением обязанностей нотариуса».
Имперское законодательство строго регламентировало порядок деятельности нотариуса, в т. ч. продолжительность рабочего времени, порядок помещения вывески, ведения реестра.

Сбор, взимаемый нотариусом, состоял из двух главных составляющих: оплаты услуг самого нотариуса, которая поступала в его собственность, и суммы, взимаемой не в пользу нотариуса, а в пользу казны (она называлась гербовым сбором). Главный недостаток, признаваемый современниками, заключался в отсутствии жесткой регламентации взимания нотариального тарифа. Правилом было взимание по соглашению, а не в размере, установленном правовым актом. Можно привести цитату, которая характеризует не только сложившееся прежде, но и современное положение нотариата: «нотариат превратился из государственного, общественного дела в коммерческое предприятие со всеми присущими ему недостатками и недугами, отравлен ядами конкуренции и добровольного соглашения» (А.Я.Мацкевич).

Для советского нотариата было характерно полное подчинение его государству. В начале новой эры нотариусы, как таковые перестали существовать, нотариальные действия осуществляли отделы юстиции, органы ЗАГСа, судьи. В начале 20-х годов (в связи с нэповской политикой и принятием нового гражданского законодательства) появились новые государственные нотариусы. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного комитета Совета Рабочих, Солдатских, Крестьянских и Казачьих Депутатов от 7 марта 1918 года № 2 «О суде» отнес совершение нотариальных действий к компетенции нотариусов. 04 октября 1922 года принято «Положение о государственном нотариате». Процесс становления завершился с принятием Постановления ЦИК и СНК СССР от 14 мая 1926 года «Об основных принципах организации государственного нотариата». Была установлена концепция монополии государственного нотариата. Государственный нотариус не мог занимать «иных государственных должностей, за исключением должностей выборных и преподавательских, состоять членами коллегии защитников, служить по найму в кооперативных и общественных организациях и у частных лиц, а равно участвовать в торговых и промышленных предприятиях» (п. 4). В соответствии с Постановлением Президиума Верховного Суда РСФСР от 08 июля 1936 года оперативное руководство нотариатом было возложено на председателя Гражданской коллегии Верховного суда РСФСР и осуществлялось группой по нотариату при Гражданской коллегии. Согласно Постановлению ВЦИК И СНК РСФСР от 10 июня 1936 года все нотариальные действия изымались из ведения рай/горсоветов и передавались нотариальным конторам и нотариальным столам при народных судах.

Следующей вехой стало Положение о государственном нотариате РСФСР, утвержденное Указом президиума Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1965 года. Согласно ст. 1 Положения задачами государственного нотариата РСФСР стали укрепление социалистической законности, предупреждение правонарушений, охрана прав и законных интересов граждан, а также государственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организаций путем удостоверения сделок и совершения других нотариальных действий. Положение предусматривало, что на должность нотариуса мог быть назначен только гражданин СССР. Устанавливался образовательный ценз — наличие высшего юридического образования. При этом ст. 13 вводила исключение, ставшее во многом правилом: в отдельных случаях на должность нотариуса могут быть назначены лица, не имеющие высшего юридического образования, при условии, что они не менее трех лет работали в должности судьи, прокурора, государственного нотариуса, юрисконсульта или адвоката. Предусматривалось также прохождение стажировки, которая, впрочем, не была обязательной.

Руководство деятельностью государственных нотариальных контор осуществлялось судебными органами. Верховный Суд РСФСР утверждал сеть государственных нотариальных контор. Председатель Верховного Суда РСФСР назначал и освобождал от должности старших нотариусов первых нотариальных контор. Нотариальные конторы содержались за счет республиканского бюджета по смете Верховного Суда РСФСР.

Повышение роли нотариата в условиях экономического и социального развития, совершенствования государственного и хозяйственного управления нашло отражение в общесоюзном Законе «О государственном нотариате» от 19 июля 1973 года и принятом на основе его 30 апреля 1974 года Законе о государственном нотариате Белорусской ССР, сохранявший модель государственного нотариата. Нотариат получил многозвенную структуру. Первая государственная нотариальная контора наделялась особым статусом, в ее функции входили совершение наиболее сложных нотариальных действий и методическая помощь остальным нотариальным конторам. Руководство нотариатом было передано органу общей компетенции (Советам Министров, исполнительным комитетам и т. д.), а также органам юстиции.

Государственные нотариусы подразделялись на старших государственных нотариусов, заместителей старших государственных нотариусов, государственных нотариусов. В соответствии со ст. 5 Закона на должности государственных нотариусов могли быть назначены граждане СССР, имеющие высшее юридическое образование. Сохранялось исключение, согласно которому в отдельных случаях, предусмотренных законодательством союзных республик, на должности государственных нотариусов могли назначаться лица, не имеющие высшего юридического образования. Многие нотариусы потому и не имели юридического образования. Отсутствовало требование о прохождении стажировки. Не требовалось прохождения какого-либо квалификационного испытания.
Исходя из концепции советского права — приоритета публичного интереса над частным, законодательство вменяло в обязанность нотариусу активно воздействовать на стороны гражданского оборота. Согласно ст. 8 Закона СССР «О государственном нотариате», государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обязаны оказывать гражданам, государственным учреждениям, предприятиям и организациям, колхозам, иным кооперативным и другим общественным организациям содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность и другие подобные обстоятельства не могли быть использованы им во вред.

Обязанность оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов ставила нотариуса в положение цензора гражданского оборота, оценивающего не просто законность совершаемых сделок, но и их целесообразность. Статья 19 указанного Закона подтверждала данное положение: «Государственные нотариусы и другие должностные лица, совершающие нотариальные действия, обнаружив при совершении нотариальных действий нарушение законности гражданами или отдельными должностными лицами, сообщают об этом для принятия необходимых мер соответствующим учреждениям, предприятиям, организациям или прокурору».

Обжалование нотариальных действий или отказа в их совершении происходило в судебном порядке. Жалобы на государственных нотариусов, не связанные с совершением ими нотариальных действий, должны были подаваться в органы юстиции.
За совершение нотариальных действий взималась государственная пошлина, строго регламентированная действовавшим в то время законодательством. Нотариат финансировался и обеспечивался кадрами по остаточному принципу.

В связи с переходом к рыночным отношениям роль нотариата имеющего своей задачей обеспечение прав и законных интересов граждан и организаций, охрану собственности, значительно возрастает. В целях полного и своевременного удовлетворения потребностей населения в нотариальном обслуживании в 1993 году была разрешена частная практика в Республике Беларусь.
Могилевская государственная нотариальная контора БССР была образована на основании постановления ЦИК и СНК БССР от 14 мая 1926 года. В июле 1944 года возобновила свою деятельность и входила в систему Народного Комиссариата Юстиции БССР, а с 1946 года — в систему Министерства юстиции БССР. 3 мая 1972 года, в соответствии с приказом министра юстиции БССР от 14 апреля 1972 года № 2 она переименована в первую Могилевскую государственную нотариальную контору. Решением Могилевского областного Совета народных депутатов от 11 ноября 1988 года 37-2 отдел юстиции реорганизован в Управление юстиции исполнительного комитета могилевского областного Совета народных депутатов БССР. Наряду с другими учреждениями в его состав вошла и первая Могилевская государственная нотариальная контора. В ведении Главного управления юстиции Могилевского облисполкома она находится и в настоящее время.

Подитоживая сказанное, отметим, что история развития нотариата достаточно противоречива. Причины возникновения нотариата кроются в отсутствии грамотности населения. В последующем, в ходе поступательного развития общества, назначение нотариата менялось. Нотариат в Республике Беларусь прошел достаточно большой путь своего становления как института защиты прав и свобод граждан и юридических лиц, но, тем не менее, ему еще предстоит пройти ряд этапов своего совершенствования, учитывая особенности правовой культуры и тенденции развития нашего общества. Сегодняшний день — это тоже история, которая свидетельствует о том, что нотариат сформировался как самостоятельный институт, вызывающий у населения республики доверие и уважение.

Заведующий первой Могилевской
государственной нотариальной конторы В.М.Чайкова

Адрес и режим работы

212030, г. Могилев, ул. Первомайская, д. 71 (Дом Советов).
Пн. — Пт. с 8:00 до 17:00
Перерыв: с 13:00 до 14:00
Посмотреть на карте

Контакты

+375 222 75-05-08 (факс)
+375 222 32-39-43
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (для корреспонденции, за исключением электронных обращений граждан и юридических лиц)

Контакты для СМИ

Ведущий специалист по связям с общественностью
Королёва Анастасия Сергеевна
+375 222 75-25-77