Ответ:
В статье 107 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) определен перечень доходов, приравненных к заработной плате, на которые может быть обращено взыскание.
В указанный перечень включены следующие доходы:
— доходы за работу в производственном кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве и иных организациях;
— авторское вознаграждение;
— стипендии обучающихся;
— пенсии;
— суммы в возмещение ущерба, причиненного гражданину увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
— пособие по безработице, а также пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
— доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица;
— доходы от ремесленной деятельности;
— доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
— оплату труда, вознаграждение адвокатов;
— доходы нотариусов от осуществления нотариальной деятельности;
— пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
— иные доходы, установленные актами законодательства.
Норма статьи 104 Закона допускает обращение взыскания на пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемое по социальному страхованию. При этом в соответствии с данной нормой Закона из пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемых по социальному страхованию, взыскание может производиться только по решению суда, определению о судебном приказе о взыскании алиментов, по решению суда о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и по решению суда о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.
Аналогичная норма об удержании алиментов из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемого по социальному страхованию, установлена и «Перечнем видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей», утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 N 1092 (далее — Перечень) (подп. 1.5 п. 1 Перечня).
Таким образом, алименты из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет подлежат взысканию.
Основания для приостановления исполнительного производства предусмотрены статьями 49-50 Закона и перечень этих оснований является исчерпывающим. Иные основания для приостановления исполнительного производства могут быть установлены только законодательными актами.
Нахождение должника в социальном отпуске по уходу за ребенком до трех лет в перечень оснований, предусмотренный вышеназванными нормами Закона, не входит, следовательно, исполнительное производство в отношении этого должника приостановлению не подлежит.
Ответ: Действующим законодательством такая обязанность по трудоустройству должников при исполнении исполнительных документов по денежным обязательствам не предусмотрена.
Исключение составляют обязанные лица, с которых взыскиваются расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении. Трудоустройство этих лиц производится на основании определения суда, выносимого в целях обеспечения совершения исполнительных действий, и осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях".
Ответ: В соответствии со ст.144 Жилищного кодекса Республики Беларусь гражданин вправе произвести отчуждение приобретенного в рассрочку жилого помещения после полного погашения стоимости этого жилого помещения.
Вместе с тем, собственник вправе совершить завещание по распоряжению принадлежащим ей имуществом на случай своей смерти.
Ответ: 03.03.2015 в г. Москве подписано Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее-Соглашение), которое вступило в силу 31 декабря 2015 года.
С подписанием этого международного договора упростился порядок взыскания алиментов с должника, проживающего или работающего на территории Российской Федерации.
Так, в соответствии с Соглашением судебные постановления по делам о взыскании алиментов не нуждаются в специальной, порой длительной, процедуре признания и исполняются на территории Российской Федерации в том же порядке и на основании исполнительных документов, выданных компетентными судами Республики Беларусь.
Обращаем внимание, что к исполнительному документу прилагается заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства, адресованное компетентному судебному приставу-исполнителю России. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество взыскателя, его гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя, сведения о месте жительства (месте нахождения, месте пребывания) должника и взыскателя, реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению оформленные в соответствии с законодательством доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.
Кроме того, если исполнительный документ о взыскании алиментов не содержит необходимую информацию, к нему также прилагаются:
— документ о том, что судебное постановление вступило в законную силу и подлежит исполнению, либо документ о том, что судебное постановление подлежит исполнению до вступления его в законную силу;
— документ, выданный судебным исполнителем о том, что исполнительный документ не направлялся (не предъявлялся) для исполнения. В случае, если исполнительный документ находился на исполнении в органах принудительного исполнения — документ судебного исполнителя о размере задолженности по алиментам;
— заверенные судом копии документов, из которых следует, что ответчик (должник) был своевременно и должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В случае вынесения судебного приказа — заверенные судом копии документов о надлежащем извещении ответчика (должника) о вынесении судебного приказа.
Вышеуказанные документы передаются уполномоченному органу Республики Беларусь для направления уполномоченному органу России.
Уполномоченным органом Республики Беларусь по Могилевской области является управление принудительного исполнения главного управления юстиции Могилевского облисполкома.
Информация о территориальных органах Федеральной службы судебных приставов России, их деятельности, режиме работы, графике приема размещена на официальном сайте ФССП России http://fssprus. ru/. Адрес ФССП России: 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.15/5, стр.1, тел./факс +7 (495) 620-65-37, 621-92-15.
Сведения о службе судебных приставов, в адрес которой подлежит направлению исполнительный документ о взыскании алиментов, можно получить на указанном сайте.
В дальнейшем по вопросам взыскания алиментов, а также за получением соответствующих справок, взыскателям необходимо обращаться непосредственно в службу судебных приставов России по месту нахождения исполнительного документа на исполнении.
Ответ: Заявление о перемене фамилии, собственного имени, отчества подается гражданами Республики Беларусь, достигшими шестнадцати лет, в государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния, по месту их жительства.
Граждане, постоянно не проживающие на территории Республики Беларусь, подают заявление о регистрации перемены в загранучреждение, определяемое по месту постановки такого гражданина на консульский учет.
Ответ: Расторжение брака органом, регистрирующим акты гражданского состояния, производится по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе.
Ответ: Да, действительна. Согласно пункту 2 статьи 18 Гражданского кодекса Республики Беларусь, перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.
Ответ: Для того чтобы подтвердить переход прав на наследственное имущество от наследодателя к наследнику, нотариус выдает наследникам свидетельство о праве на наследство. Получение свидетельства о праве на наследство – это право наследника, а не обязанность, однако, без свидетельства о праве на наследство наследник не сможет распорядиться наследственным имуществом. Законодательством предусмотрены сроки обращения к нотариусу за принятием наследства, пропустив которые, не исключена возможность, что наследник может вообще остаться без наследства. Исходя из указанного, к нотариусу обращаться за оформлением наследства следует.
Ответ: В соответствии с п.п. 1.1. и абз. 2 п. 35 Нотариальных тарифов за совершении нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. № 1145, за удостоверение договора отчуждения недвижимого имущества близким родственникам взыскивается нотариальный тариф в размере 200% базовой величины, за составление проекта договора взыскивается нотариальный тариф в размере 100% базовой величины.
За удостоверение договора отчуждения недвижимого имущества другим лицам взыскивается нотариальный тариф в размере 500% базовой величины, за составление проекта договора взыскивается нотариальный тариф в размере 100% базовой величины.
Ответ: Сведения о руководителе юридического лица (ином лице, уполномоченном в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) в силу норм Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет № 1) и Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2009 г. № 229, подлежат включению в ЕГР.
При внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица руководитель или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), представляет в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный пунктом 16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее — Положения о регистрации).
Согласно абзацу четвертому части третьей пункта 19 Положения о регистрации при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), заявление о государственной регистрации подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.
При этом в соответствии с частью пятой пункта 19 Положения о регистрации при подаче заявления о государственной регистрации граждане представляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица.
В этом случае руководителю необходимо представить документ, подтверждающий его полномочия (оригинал либо копию приказа, трудового договора, контракта и т.д.), который приобщается к материалам регистрационного дела субъекта хозяйствования.
В соответствии с пунктом 22 Положения о регистрации коммерческие и некоммерческие организации обязаны представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Министерством юстиции, в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения (замены).
Представление иных подтверждающих документов вместе с указанным уведомлением не предусмотрено.
В этой связи при подаче уведомления о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) документ, подтверждающий полномочия руководителя не представляется.
Ответ: Действующим законодательством не предусмотрена такая выплата. В соответствии со статьей 115 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.
Ответ: Да может. В соответствии с ч.3 ст.41 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) до предъявления исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств с должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, к исполнению в орган принудительного исполнения взыскатель вправе направить исполнительный документ по известному месту получения таким должником заработной платы и приравненных к ней доходов, указанных в части третьей статьи 103 настоящего Закона, с заявлением о проведении удержания согласно исполнительному документу и перечислении удержанных
Контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника-гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, и перечисления (выдачи) удержанных сумм взыскателю осуществляет судебный исполнитель в соответствии со ст. 110 Закона.
В случае, если взыскатель самостоятельно направил исполнительный документ по месту получения должником — гражданином, в том числе индивидуальным предпринимателем, заработной платы и приравненных к ней доходов, то контроль за правильностью и своевременностью удержаний и перечисления (выдачи) удержанных сумм взыскателю будет осуществляться судебным исполнителем на основании заявления взыскателя, поданного в соответствии со ст. 14 Закона.
Согласно ч. 5 — 9 п. 90 Инструкции по исполнительному производству, утвержденной постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 N 67 «Об утверждении Инструкции по исполнительному производству и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства юстиции Республики Беларусь», наниматель обязан представить судебному исполнителю все необходимые сведения, материалы для проведения проверки правильности и своевременности удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя.
Ответ: Согласно абз.5 ст.9 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 440-З «О судебных исполнителях», судебный исполнитель при исполнении исполнительных документов имеет право производить замену стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Согласно ст.17 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» сторонами исполнительного производства являются взыскатель и должник.
В силу ст.19 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» правопреемство возможно на любой стадии исполнительного производства.
В случае выбытия одной из сторон исполнительного производства (смерти гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица, уступки права (требования), перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) судебный исполнитель по заявлению стороны исполнительного производства или по собственной инициативе производит замену выбывшей стороны исполнительного производства ее правопреемником.
Требования к форме и содержанию заявлений (ходатайств) сторон исполнительного производства по вопросам, связанным с исполнением исполнительного документа, установлены ст.14 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве».
Заявление (ходатайство) о замене стороны подается заявителем в орган принудительного исполнения, в котором на исполнении находится исполнительное производство, с приложением правоустанавливающих документов.
При этом, к заявлению (ходатайству), подаваемому представителем заявителя, прилагаются доверенность или иной документ, подтверждающий его полномочия.
Судебным исполнителем замена стороны исполнительного производства ее правопреемником производится на основании правоустанавливающих документов, подтверждающих переход прав и обязанностей стороны исполнительного производства к правопреемнику, если такое правопреемство допускается законодательством, с передачей правопреемнику прав и обязанностей, установленных законодательством.
О замене стороны исполнительного производства ее правопреемником или об отказе в такой замене судебный исполнитель выносит постановление, которое является неотъемлемой частью исполнительного документа.
Для правопреемника все исполнительные действия, совершенные до его вступления в исполнительное производство, обязательны в той мере, в какой они были обязательны для стороны исполнительного производства, которую правопреемник заменил.
Если процессуальное правопреемство возникает не на стадии исполнительного производства, а до его возбуждения или после окончания исполнительного производства, то судебным исполнителем рассмотрение вопроса о замене стороны в рамках Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» невозможно, так как на исполнении исполнительного производства не имеется. В таких случаях, порядок замены сторон вне исполнительного производства регулируется процессуальным законодательством (ст.62 ХПК Республики Беларусь, ст.64 ГПК Республики Беларусь), законодательством, регулирующим нотариальную деятельность (Инструкция о порядке совершения нотариальных действий, утвержденная постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23.10.2006 № 63, Перечень документов, по которым взыскание производится в бесспорном порядке на основании исполнительных надписей, утвержденном постановлением Совмина от 28.12.2006 № 1737).
Ответ:
В соответствии со статьей 70 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) при исполнении исполнительного документа, связанного со взысканием денежных средств, взыскание обращается в первую очередь на денежные средства должника в белорусских рублях и иностранной валюте.
При отсутствии у должника денежных средств, достаточных для исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, взыскание обращается на иное имущество должника, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, перечисленного в приложении к Закону.
В силу части 3 статьи 82 Закона, перед наложением ареста на имущество должник вправе ходатайствовать перед судебным исполнителем о том, на какое имущество следует обратить взыскание в первую очередь.
Исходя из норм статьи 87 Закона, в случае возникновения спора, связанного с принадлежностью имущества, на которое обращается взыскание, лицо, чье право затрагивается исполнением исполнительного документа, вправе обратиться в суд с иском об освобождении имущества от ареста или исключении имущества из акта описи имущества.
Ответ:
В соответствии со статьей 60 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) меры по обеспечению исполнения исполнительного документа могут быть приняты на любой стадии исполнительного производства в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.
Ряд указанных в статье 60 Закона мер применяется судебным исполнителем, а принятие ряда мер отнесено к исключительной компетенции суда.
Так, судебным исполнителем принимаются следующие меры:
— арест наличных денежных средств и (или) иного имущества должника, принадлежащих ему и находящихся у него и (или) третьих лиц;
— арест денежных средств и (или) иного имущества должника, находящихся на его счетах, во вкладах (депозитах) или на хранении в банках и (или) небанковских кредитно-финансовых организациях;
— опись и (или) изъятие имущества должника, находящегося у него и (или) третьих лиц;
— запрещение должнику совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа;
— запрещение должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установление пределов пользования этим имуществом;
— запрещение иным лицам совершать определенные действия, препятствующие исполнению исполнительного документа, передавать имущество должнику или исполнять другие обязательства в отношении этого должника;
— также могут быть приняты иные меры по обеспечению исполнения исполнительного документа, предусмотренные Законом и иными законодательными актами.
В силу части 3 статьи 61 Закона, вопрос о принятии мер по обеспечению исполнения исполнительного документа рассматривается судебным исполнителем без вызова сторон исполнительного производства.
Замена одной меры по обеспечению исполнения исполнительного документа другой мерой, приостановление или отмена принятых мер по обеспечению исполнения исполнительного документа производятся судебным исполнителем по ходатайству стороны исполнительного производства или по собственной инициативе.
Согласно статье 459 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь к исключительной компетенции суда относится рассмотрение вопроса о принятии таких мер как:
— временное ограничение права должника, являющегося гражданином или индивидуальным предпринимателем, должностного лица юридического лица, являющегося должником, на выезд из Республики Беларусь;
— временное ограничение права должника, являющегося гражданином или индивидуальным предпринимателем, на управление механическими транспортными средствами, на управление маломерными судами, на охоту;
— временное ограничение должника, являющегося гражданином или индивидуальным предпринимателем, в посещении игорных заведений.
Ответ:
Такая обязанность возникает по истечению семидневного срока, за исключением случаев, предусмотренных законодательством (статья 120 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве»). О предоставлении должнику данного срока, судебный исполнитель указывает в постановлении о возбуждении исполнительного производства.
При этом, предоставленный должнику для добровольного исполнения исполнительного документа срок исчисляется со дня надлежащего извещения должника о возбуждении исполнительного производства.
Принудительный сбор возвращается должнику в случае отмены постановления судебного исполнителя о взыскании (удержании) принудительного сбора.
Ответ:
На официальном сайте Федеральной службы судебных приставов России (http://fssprus.ru) действует сервис «Банк данных исполнительных производств», который содержит общедоступные сведения о возбужденных в территориальных органах ФССП России исполнительных производствах.
С помощью указанного банка данных заинтересованное лицо, в том числе взыскатель, являющийся гражданином иностранного государства, может получить следующие сведения:
— о наименовании должника (для граждан — фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения; для организаций — наименование и юридический адрес);
— об исполнительном документе, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
— о дате возбуждения и номере исполнительного производства;
— о предмете исполнения и сумме непогашенной задолженности;
— о подразделении судебных приставов, в котором возбуждено исполнительное производство, где также указана фамилия судебного пристава-исполнителя, его контактный номер телефона;
— о возвращении исполнительного документа взыскателю, в случае если невозможно установить местонахождение должника, его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств, или об окончании исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации или признания должника-организации банкротом.
Получить более подробную информацию о принятых компетентным судебным приставом России процессуальных решениях в рамках исполнительного производства возможно на Едином портале государственных и муниципальных услуг в рамках государственных услуг ФССП России «Предоставление информации по находящимся на исполнении исполнительным производствам в отношении физического и юридического лица».
Предоставление данной услуги иностранным гражданам возможно при наличии у них страхового номера индивидуального лицевого счета (СНИЛС), действующего на территории Российской Федерации.
Кроме того, можно написать электронное обращение в Федеральную службу судебных приставов России, в том числе в ее территориальные органы, через официальный сайт Федеральной службы судебных приставов России в разделе "Обращения"/сервис «Интернет-приемная».
Ответ:
В настоящее время Законом Республики Беларусь от 6 января 2021г. № 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» исключена обязанность взыскателей до возбуждения исполнительного производства направлять оформленное на основании исполнительного документа платёжное требование в Автоматизированную информационную систему исполнения денежных обязательств (АИС ИДО). Вместе с тем совершение данного действия сохраняется в качестве права взыскателей.
Также у взыскателей есть право до возбуждения исполнительного производства направить исполнительный документ нанимателю, выплачивающему должнику - гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю, заработную плату и приравненные к ней доходы.
Учитывая вышеизложенное, а также на основании различных обстоятельств взыскатель может самостоятельно принять решение, каким способом будет исполняться исполнительный документ:
1) при помощи обращения взыскания на денежные средства должника, находящиеся на банковских счетах, в электронных кошельках;
2) посредством направления исполнительного документа нанимателю, выплачивающему должнику -гражданину, в том числе индивидуальному предпринимателю, заработную плату и приравненные к ней доходы;
3) путем направления исполнительного документа в органы принудительного исполнения для его исполнения в порядке, установленном законодательством об исполнительном производстве.
Ответ:
За неисполнение должником требований исполнительного документа законодательством Республики Беларусь предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Судебный исполнитель вправе составить протоколы об административных правонарушениях по ст.ст.12.12, 24.1-24.4, 24.58, 25.2, 25.4-25.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях за правонарушения, совершенные в связи с исполнением исполнительных документов.
В свою очередь, взыскатель при наличии в действиях должника или третьих лиц состава правонарушения вправе обратиться к судебному исполнителю с заявлением о составлении протокола о соответствующем административном правонарушении.
Привлечение к уголовной ответственности возможно при наличии в действиях должника составов следующих преступлений:
1) по ст.174 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее — УК) — за уклонение родителей от содержания детей либо от возмещения расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся или находившихся на государственном обеспечении;
2) по ст.242 УК — за уклонение от погашения кредиторской задолженности;
3) по ст.423 УК — за неисполнение приговора, решения или иного судебного акта.
Кроме того, к уголовной ответственности в соответствии со ст.409 УК можно привлечь хранителя описанного или арестованного имущества, который является должником — физическим лицом либо должностным лицом должника — юридического лица, за незаконные действия в отношении данного имущества.
Ответ:
В силу ч.3 ст.120 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) размер принудительного сбора составляет:
— по имущественным требованиям — 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора;
— по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, — 5 базовых величин, а с должника — юридического лица — 10 базовых величин.
В случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения, утвержденного в установленном законодательством порядке, или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет 50% от размера принудительного сбора, установленного ч.3 ст.120 Закона.
При этом, следует учитывать, что снижается только размер принудительного сбора, подлежащего уплате. В случае же, когда денежные средства взыскателю не перечислялись, основания для взыскания принудительного сбора отсутствуют, поскольку по имущественным требованиям принудительный сбор подлежит взысканию в размере 10% от суммы, погашенной в пользу взыскателя, или стоимости переданного взыскателю имущества.
Ответ:
Главой 12 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), определен порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, постановлений руководителя органа принудительного исполнения.
Ст.124 Закона определен общий порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, постановлений руководителя органа принудительного исполнения.
Так, стороны исполнительного производства, иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, вправе обжаловать, а прокурор — опротестовать постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения во внесудебном порядке, установленном настоящим Законом, а также в судебном порядке.
Обжалование в судебном порядке постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, за исключением постановлений руководителя органа принудительного исполнения, вынесенных в порядке, установленном ст.131 Закона, и постановлений, действий (бездействия) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, осуществляется после обжалования таких постановлений, действий (бездействия) во внесудебном порядке, установленном Законом.
Прокурор имеет право принесения протеста на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения в суд без соблюдения внесудебного порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения.
Постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, а также постановления руководителя органа принудительного исполнения, вынесенные в порядке, установленном ст.131 Закона, могут быть обжалованы лицами, указанными в ч.1 ст.124 Закона, либо опротестованы прокурором непосредственно в суд.
Обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, иного работника органа принудительного исполнения, а также постановлений руководителя органа принудительного исполнения, вынесенных в порядке, установленном ст.131 Закона, в судебном порядке осуществляется в соответствии с гражданским процессуальным или хозяйственным процессуальным законодательством.
Ответ:
В силу ч.3 ст.120 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (с изменениями и дополнениями) размер принудительного сбора составляет:
— по имущественным требованиям — 10% от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, но не менее 50% от размера базовой величины, действующей на момент вынесения постановления о взыскании (удержании) принудительного сбора;
— по требованиям, содержащимся в исполнительном документе, носящим неимущественный характер, по каждому исполнительному документу с должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, — 5 базовых величин, а с должника — юридического лица — 10 базовых величин.
В случае заключения между взыскателем и должником мирового соглашения, утвержденного в установленном законодательством порядке, или медиативного соглашения при наличии оснований для взыскания принудительного сбора его размер составляет 50% от размера принудительного сбора, установленного ч.3 ст.120 Закона.
При этом, следует учитывать, что снижается только размер принудительного сбора, подлежащего уплате. В случае же, когда денежные средства взыскателю не перечислялись, основания для взыскания принудительного сбора отсутствуют, поскольку по имущественным требованиям принудительный сбор подлежит взысканию в размере 10% от суммы, погашенной в пользу взыскателя, или стоимости переданного взыскателю имущества.
Ответ:
В целях обеспечения исполнения исполнительного документа законодательством, регламентирующим исполнительное производство, судебному исполнителю предоставлено право принимать меры, перечень которых обозначен в ст. 60 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве».
Так, в качестве обеспечительной меры судебный исполнитель может:
— арестовать имущество должника, в том числе наличные денежные средства, принадлежащие ему и находящиеся у него и (или) у других лиц;
— арестовать денежные средства должника, находящиеся на его счетах в банках или небанковских кредитно-финансовых организациях;
— запретить должнику пользоваться принадлежащим ему имуществом или установить пределы пользования этим имуществом;
— запретить другим лицам передавать имущество должнику или выполнять в отношении него иные обязательства и т.д.
С 15 июля 2021 года судебным исполнителям предоставлено право на принятие мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения права должника — гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами, права на охоту.Эти меры существовали и раньше, но принять их мог только суд. С 15.07.2021 данные меры принимаются на основании постановления судебного исполнителя.
Меры по обеспечению исполнения исполнительного документа могут быть приняты по инициативе судебного исполнителя или по ходатайству взыскателя на любой стадии исполнительного производства в случае, если их непринятие может затруднить или сделать невозможным исполнение исполнительного документа.
Ответ:
С 1 марта 2022 судебный исполнитель вправе вынести постановление об изменении суммы взыскания при поступлении заявления взыскателя о взыскании очередных платежей в счет погашения задолженности по исполнительному документу, по которому актом законодательства была предоставлена рассрочка исполнения, в связи с неисполнением должником условий рассрочки при наступлении очередного срока платежа.
Для этого взыскателю необходимо будет подать судебному исполнителю заявление о взыскании очередных платежей, по результатам рассмотрения которого судебный исполнитель вынесет постановление об изменении суммы взыскания, после чего в рамках исполнительного производства будет взыскиваться сумма задолженности с учетом суммы очередного платежа, не уплаченной должником.
Ответ:
Статьей 114 Жилищного кодекса Республики Беларусь определено, что договор найма арендного жилья, заключенный на период трудовых (служебных) отношений, прекращается в связи с прекращением трудовых (служебных) отношений с организацией, предоставившей арендное жилье. При этом если в таком жилом помещении проживают совершеннолетние члены семьи этого нанимателя жилого помещения, имеющие первоочередное право на предоставление арендного жилья соответствующего жилищного фонда, то с одним из них заключается договор найма арендного жилья на период трудовых (служебных) отношений.
Согласно пункту 2 статьи 112 Жилищного кодекса Республики Беларусь организации, в хозяйственном ведении, оперативном управлении или безвозмездном пользовании которых находятся жилые помещения коммунального жилищного фонда, в том числе сельскохозяйственные организации, вправе самостоятельно предусматривать в локальных правовых актах категории граждан из числа работников этих организаций, имеющих первоочередное право на предоставление арендного жилья.
Таким образом, после прекращения трудовых отношений с сельскохозяйственной организацией нанимателя арендного жилья, предоставленного ему этой организацией на период трудовых отношений, договор найма данного арендного жилья может быть заключен с его супругой на период ее трудовых отношений с сельскохозяйственной организацией.