В Могилёвской области в предверии 75-летию Победы в Великой Отечественной войне ведется активная подготовка праздничных мероприятий. Самым заметным из них станет открытие, после реконструкции, мемориального комплекса в деревне Борки Кировского района. О важности данного проекта и запланированных работах рассказал в ходе своей пресс-конференции 15 января 2020 года, инициатор проекта — председатель Могилёвского областного исполнительного комитета Леонид Заяц.
В этой связи уместным будет вспомнить о трагических событиях случившихся в окрестностях д.Борки летом 1942 года.
Карательная операция стала ответом на ряд успешных партизанских операций, среди прочих, подрыв автомашин гитлеровцев на шоссе Могилев-Бобруйск в районе деревни Борки. 15 июля 1942 года карательным отрядом Барчика была уничтожена деревня вместе с жителями, включая, вошедшие накануне войны в её состав, посёлки Красный Пахарь, Закриничье, Дзержинский, Долгое Поле, Хватовка и Пролетарский. Деревня Борки разделила судьбу Хатыни, но была возрождена после войны, теперь тут проживает два десятка дачников.
Как отразились эти кровавые события в документах? Кто и когда документировал зверства карателей?
По мере освобождения территории БССР в каждом районе и области были созданы комиссии содействия в работе чрезвычайной государственной комиссии (далее — ЧГК) по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и учету ущерба причиненного ими.
Сразу после освобождения Кировского района1, начала свою деятельность аналогичная районная комиссия и в Кировске.
Следует принять во внимание, что лишь первичное документирование (опрос свидетелей, учет материального ущерба и т.п.), по военным преступлениям нацистких преступников, входило в сферу деятельности органов местной исполнительной власти, а остальная часть «айсберга» пришлась на органы государственной безопасности, прокуратуры и военного трибунала, где они и хранятся до сих пор.
Как указывает в своих исследованиях волгоградский юрист и историк А.Е.Епифанов, злодеяния в виде убийств, пыток, издевательств, истязаний и насилия над советскими гражданами и военнопленными, а также угона в германское рабство подлежали актированию в специальной форме и по особым правилам. Акты данной категории составлялись на основе заявлений граждан, данных опроса потерпевших, свидетельских показаний, врачебной экспертизы, а также осмотра места злодеяний. Инструкция ЧГК предписывала указывать в актах выявленных виновников преступлений, подразделяя их по всем видам соучастия: на организаторов, подстрекателей, исполнителей, их пособников, причем с указанием фамилий, наименований воинских частей, учреждений и организаций. Актам надлежало содержать по возможности точное описание военных преступлений — их время, место и способы совершения. К ним прилагались все относящиеся к делу документы. Инструкции ЧГК также предписывали строго определенные сроки документирования. В районах, только что освобожденных от врага, акты о гитлеровских злодеяниях должны были составляться и направляться в ЧГК не позднее чем в месячный срок после изгнания оккупантов2.
Благодаря тому, что Кировская районная комиссия сработала в отношении опроса Анны Никитовны Сакадынец очень оперативно, приведенные ниже документы № 1 и 2 были переданы на постоянное хранение в госархив Могилевской области с документами Могилёвской областной комиссии содействия в работе чрезвычайной государственной комиссии по установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и учету ущерба причиненного ими (фонд 306), а не аналогичной Бобруйской областной комиссии3.
Внимание советских органов, общественных организаций и журналистов Могилевской области было возвращено лишь начиная с 8 января 1954 года, когда Кировский район в числе прочих возвращён в состав Могилевской области4.
В этой связи обращает свое внимание документ № 3. Это заверенная копия обвинительного заключения № 10 по архивно-уголовному делу № 26377 над нацистскими преступниками от 25.10.1961 из Центрального архива КГБ (г.Минск)5. Он поступил на постоянное хранение в госархив в 2017 году в составе фонда личного происхождения известного могилевского журналиста и общественного деятеля Виктора Антоновича Юшкевича (1937-2015).
Документы № 4 и 5 свидетельствуют о внимании Могилевского областного совета Общества охраны памятников к установленному в 1964 году памятнику на месте трагедии. Следует отметить, что в приведенном ниже списке (Документ № 5), количество жертв по уже упомянутым ранее посёлкам учтены дважды. Сначала суммарно в графе по деревне Борки, а также по каждому поселку отдельно.
Именно эта карательная операция фашистов легла в основу повести А.М.Адамовича «Карнікі» (1981).
Желающим найти больше информации о данной трагедии рекомендуем обратиться к электронной базе Белорусских деревень, сожжённых в годы Великой Отечественной войны: http://db.narb.by
Отбор документов для выставки: архивист 1 кв. категории отдела научного использования и информации Н.С.Скапцова. Сканирование документов: инженер-программист отдела научно-справочного аппарата и автоматизированных архивных технологий А.М.Шакаров. Составление предисловия и комментарии: архивист 2 кв. категории отдела научного использования и информации, магистр исторических наук А.В.Петухов.
Перечень прилагаемых документов:
1.Акт от 29.06.1944 районной комисии по установлению и расследованию злодеяний немецких преступников. // Государственый архив Могилевской области (далее — ГАМОг). — Фонд 306: Могилевская областная комиссия содействия в работе чрезвычайной государственной комиссии по расследованию и установлению злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и учету причиненного ими ущерба по Могилевской области. — Оп.1. — Д.10. — Л.129-129 об.
2. Протокол опроса свидетеля Сакадынец Анны Никитовны от 29.06.1944. // ГАМОг. — Фонд 306 — Оп.1. — Д.10. — Л.130-130 об.
3. Выдержка из обвинительного заключения по уголовному делу над нацистскими преступниками от 25.10.1961 № 10 // ГАМОг. — Фонд 1244: Коллекция документов личного происхождения. — Оп.34: Коллекция В.А.Юшкевича. — Ед.хр.26 — Л.10-12.
4. Постановление заседания Президиума Могилевского областного совета Общества охраны памятников истории и культуры от 15.11.1975 № 3// ГАМОг. — Фонд 2930 Могилевское областной совет Общества охраны памятников. — Оп.1. — Д.126. — Л.98.
5. Список населенных пунктов сожженных немецко-фашистскими захватчиками, расстрелянных и сожженных их жителей в годы Великой Отечественной войны в районах области по состоянию на 1-е августа 1984 // ГАМОг. — Фонд 2930. — Оп.1. — Д.278. — Л.1-8
Примечания
1. Кировский район был освобождён 26 июня 1944 г.
2. Епифанов А.Е. Организационные и правовые основы деятельности комиссий по установлению и расследованию гитлеровских злодеяний / А.Е.Епифанов // Правовая парадигма. — 2017. — Т. 16. — № 4. — С.54-61; Епифанов, А. Е. Организационные и правовые основы наказания гитлеровских военных преступников и их пособников в СССР, 1941–1956 гг. / А. Е. Епифанов. — М.. ЮНИТИ-ДАНА ; Закон и право, 2017. — 704 с. Ущерб имуществу расчитывался на основании Постановления СНК СССР № 664 от 17 июня 1943 г. «О ценниках и инструкциях по их применению для учета ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками и их сообщниками государственным, кооперативным и общественным предприятиям, учреждениям и организациям, а также колхозам».
3. В соответствии с постановлением Президиума Верховного Совета БССР «Об образовании Бобруйской, Гродненской и Полоцкой обл. в составе Белорусской ССР» от 20.09.1944 Кировский район перешёл из состава Могилевской области в Бобруйскую (Административно-территориальное устройство БССР: Справочник. В 2-х т. Т.2 (1944-1980 гг.). — Мн.: «Беларусь», 1987. — С.16). В зональном государственном архиве в г.Бобруйске имеется фонд аналогичной областной комиссии за номером 1569. Подробнее о деятельности Могилёвской областной комиссии см. Швырёв А.И. Деятельность «Могилёвской областной комиссии по учёту ущерба, причинённого немецко-фашистскими захватчиками» // https://mogjust.gov.by/governance/str/archiving/interesting/909-deyatelnost-mogiljovskoj-oblastnoj-komissii-po-uchjoty-ushcherba-prichinjonnogo-nemetsko-fashistskimi-zakhvatchikami .
4. Постановление Президиума Верховного Совета БССР «Об упразднении Барановичской, Бобруйской, Пинской, Полесской и Полоцкой обл. Белорусской ССР» от 08.01.1954 Административно-территориальное устройство БССР: Справочник. В 2-х т. Т.2 (1944-1980 гг.). — Мн.: «Беларусь», 1987. — С.23).
5. Документальные свидетельства очевидцев по данному делу были частично опубликованы: Памяць: гісторыка-дакументальная хроніка Кіраўскага раёна. Мн, 1997. С.191; Хатынский некрополь: документы и материалы. / сост. А.Ф.Буболо [и др.]; редколл. А.И.Адамушко [и др.]. — Мн.: НАРБ, 2004. — С.114-125.