На санитарном фронте

Швырёв А.И. (Могилёв, Беларусь)
В «Вестник Могилёва»

Война и годы оккупации отняли большое количество жизней могилевчан. Но и после освобождения города, уцелевшие жители продолжали подвергаться смертельной опасности. Реальную угрозу представляли эпидемии инфекционных заболеваний, время от времени вспыхивавшие в Могилёве второй половины 1940-х годов. Огромное значение в борьбе с распространением инфекций играли санитарные службы, которым приходилось работать в сложных, сравнимых с фронтовыми, условиях. В фондах Государственного архива Могилёвской области хранятся документы городской санитарно-эпидемиологической станции, раскрывающие подробности работы этой службы и дополняющие описание условий жизни в послевоенном городе.  

Могилёв был освобождён от нацистской оккупации 28 июня 1944 года. Санитарное состояние города было на грани катастрофического: не работал городской водопровод, не было электричества, из медицинских учреждений частично функционировала лишь городская больница. Воду горожане брали из сохранившихся колодцев и рек – Днепра и Дубровенки. На улицах было много трупов лошадей, многие из них были заминированы. В Могилёве не работало ни одной общественной бани, в то же время в город из эвакуации начали массово возвращаться жители. Приезжие не проходили никакой санитарной проверки и обработки. Всё это значительно осложняло санитарно-эпидемиологическую ситуацию в областном центре.

Сразу после завершения военных действий начала формироваться городская санитарная инспекция, одной из первостепенных задач которой  стало недопущение распространения эпидемий инфекционных заболеваний. В первую очередь была открыта санитарно-эпидемиологическая станция (СЭС). В её задачи входил сбор проб и лабораторных анализов воды, пищевых продуктов, воздуха, проведение санитарно-просветительской работы среди населения. Станция разместилась по улице Новобазарной, 35 (ныне территория завода «Строммашина»). Старшим санитарным инспектором был назначен Э.Л. Вольховер, городским эпидемиологом – Грайзель. В первые же дни все работники СЭС были мобилизованы в эпидемиологическую разведку – выявление инфекционных больных, находившихся на дому. Все выявленные заболевшие с высокой температурой  были госпитализированы в городскую больницу.

Наиболее распространёнными инфекционными заболеваниями в первые месяцы после освобождения были сыпной тиф, корь, дизентерия. Осенью 1944 года, из-за отсутствия прививок в годы оккупации, увеличилось количество заболевших среди детей – дифтерией, корью, скарлатиной. В октябре-ноябре в районе торфозавода «Гребенёво» отмечалась вспышка малярии. С сентября расширилась сеть медико-санитарных учреждений города – были открыты кожно-венерологический и туберкулёзный диспансеры, малярийная станция. Для скорейшего выявления инфекционных больных территория города была разделена на 17 участков, за каждым из которых закреплялся врач и медсёстры-обследователи.

Всего за вторую половину 1944 года в Могилёве было зарегистрировано 213 случаев сыпного тифа, 102 – кори, 82 – малярии,  78 – дизентерии, 70 – дифтерии. При том, что численность городского населения после освобождения составляла всего 10 102 человека.

Уже в сентябре 1944 года санитарно-эпидемиологическая станция развернула прививочную кампанию.  В первую очередь прививки делались детям, для закрепления иммунитета проводилась ревакцинация. Всего до конца года было сделано более 9 000 прививок. Однако, из-за недостатка вакцин и специалистов, эта работа, как отмечалось в отчётах,  «велась бессистемно и в недостаточном объёме».

К началу 1945 года в городе по-прежнему не работала электростанция, водопроводная сеть, не функционировали общественные бани. В то же время из эвакуации возвращалось всё больше людей, часть из которых следовала транзитом в освобождённые районы Западной Беларуси. Для первичного обследования прибывающих при СЭС заработал санитарный пропускник, где за 1945 год санобработку прошло 3 715 человек и 32 341 вещь. Одновременно действовал эпидемиологический отряд из 19 человек, который производил обработку очагов инфекционных заболеваний и постоянное наблюдение во время инкубационного периода.

В состав городской санитарной инспекции в 1945 году, помимо санитарного пропускника и эпидемиологического отряда, входили прививочный, дезинфекционный, противокоревой пункты, лаборатория и пункт санитарного просвещения. Несмотря на недостаток квалифицированных кадров, деятельность СЭС охватывала широкий спектр задач, в первую очередь улучшение эпидемиологической  ситуации в городе. В 1945 году отмечалась вспышка сыпного тифа (230 случаев), высоким оставался и уровень других инфекционных заболеваний: скарлатина (97 случаев), дифтерия (61 случай) и другие.  

С восстановлением мирной жизни возобновились регулярные санитарные инспекции в учреждениях образования, местах общественного питания, общежитиях. Подобная проверка, проведённая в ноябре 1946 года, выявила значительную скученность в студенческих общежитиях, нехватку мебели, кипячёной воды, регистрировались и  случаи завшивленности. Такие нарушения влекли за собой штрафы, а нередко и увольнения сотрудников в проверяемых учреждениях.

Одной из ощутимых проблем для послевоенного Могилёва было обеспечение горожан питьевой водой. Система городского водопровода создавалась ещё в годы Российской империи. Водозабор находился у моста через Днепр, первоначально вода поступала самоизливом. Лишь после переноса в Могилёв Ставки и переезда в город российского царя, в 1915 году были пробурены две артезианские скважины и расширена водопроводная сеть.

До начала Великой Отечественной войны появилось ещё три скважины, длина водопроводной сети составляла 57 километров, охватывая более 500 подключённых домов и 15 промышленных объектов. Во время войны центральный водопровод, насосная станция и резервуары были разрушены. Жителям города приходилось брать воду из сохранившихся колодцев и протекавших в городе небольших рек – Дубровенке, Струшне, Дебре и других. Лишь к октябрю 1945 года удалось частично восстановить деятельность городского водопровода: заработала насосная станция, было подключено 40 километров водопроводной сети, санитарная инспекция возобновила лабораторный контроль воды из скважин.     

 Однако состояние городского водопровода продолжало оставаться неудовлетворительным, что стало одной из причин вспыхнувшей весной-летом 1946 года эпидемии дизентерии. Для борьбы с ней началось восстановление сети водоколонок, срочно развернулось строительство уборных во дворах и на рынках, возобновилась регулярная уборка мусора. В марте следующего года решением Могилёвского горисполкома устанавливались строгие санитарные нормы: ежедневная уборка улиц, установка урн для мусора, организация специальных мест во дворах для размещения мусорных ящиков и помойных ям. Наблюдение за выполнением этого решения было возложено на санитарную инспекцию и милицию.  

В обязанности городской санитарной инспекции входила также проверка промышленных предприятий, в первую очередь пищевой отрасли. В первые послевоенные годы санитарно-пищевой контроль проводился двумя фельдшерами, под руководством санитарного инспектора Л.В. Лазуркина. В городе тогда функционировали два хлебозавода, мясокомбинат, птицекомбинат. Сотрудники СЭС контролировали как производственный процесс, так и готовую продукцию, в частности хлебозаводов.

В целом, предприятия города сильно пострадали в годы войны. Крупнейшее из них, завод №511 (завод искусственного волокна), возобновил работу лишь в 1948 году. Основные же предприятия – металлообрабатывающий, труболитейный, локомобильный, кожевенный, костеобрабатывающий и другие заводы, приступили к работе практически сразу после освобождения. Некоторые из предприятий могли функционировать лишь сезонно: торфозавод «Гребенёво», кирпичные заводы. Спешный ввод в эксплуатацию производств приводил к нарушениям санитарных норм, которые в свою очередь фиксировала СЭС: сброс сточных вод в реки без какой-либо очистки, организация производства на открытом воздухе, отсутствие спецодежды, душевых для рабочих, теснота в общежитиях. Благодаря усилиям санитарных инспекторов на предприятиях происходило постепенное улучшение условий труда рабочих. С мая 1948 года вводился обязательный медицинский осмотр для «работников пищевых предприятий, сооружений по водоснабжению и учреждений санитарно-гигиенического обслуживания населения». Больше внимания стало уделяться технике безопасности на производстве, улучшилось качество питания в столовых.

В 1948 году коллектив городской санитарно-эпидемиологической  станции возглавляла К.Н. Черкашина. Под её руководством работало 3 санитарных инспектора и 8 помощников-фельдшеров. Кроме СЭС в состав Могилёвской санитарной инспекции входили: станция  дезинфекции, малярийная станция, пункт санитарного просвещения, молочно-контрольный пункт и санпропускник. 

Начавшаяся после войны мирная жизнь ещё довольно продолжительное время оставалась трудной и неустроенной. Жители Могилёва во второй половине 1940-х годов сталкивались с нехваткой жилья, продуктов питания, промышленных товаров, отсутствием элементарных санитарных условий. Одним из факторов, способствовавших скорейшему улучшению качества жизни, была принципиальная и ответственная деятельность работников санитарной инспекции. 

                 Алексей Иванович Швырёв,
архивист учреждения
«Государственный архив
Могилёвской области». т. 31 41 68.

ф. 747, оп. 1, д. 5, 11, 13, 19, 22
ф. 793, оп. 1, д. 1, 2, 4, 5, 7-9, 12, 14-17, 21.

Адрес и режим работы

212030, г. Могилев, ул. Первомайская, д. 71 (Дом Советов).
Пн. — Пт. с 8:00 до 17:00
Перерыв: с 13:00 до 14:00
Посмотреть на карте

Контакты

+375 222 75-05-08 (факс)
+375 222 32-39-43
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (для корреспонденции, за исключением электронных обращений граждан и юридических лиц)

Контакты для СМИ

Ведущий специалист по связям с общественностью
Королёва Анастасия Сергеевна
+375 222 75-25-77