Швырёв А.И. (Могилёв, Беларусь)
«Якія вы няпэўныя, шляхі нашага жыцця!»
Максім Гарэцкі «Хоцімка»
18 февраля 2018 года исполнилось 125 лет со дня рождения одного из классиков белорусской литературы — Максима Горецкого (1893-1938). Первые его публикации появились в 1912 году, а спустя два года в Вильно вышел в свет сборник его рассказов «Рунь». Среди наиболее известных произведений М. Горецкого — повести «Дзве душы» (1919), «Ціхая плынь» (1926), документально-художественные записки «На імперыялістычнай вайне» (1926), роман «Віленскія камунары» (1965).
М. Горецкий известен не только как талантливый прозаик, но и как педагог, языковед, переводчик. Он был автором-составителем нескольких русско-белорусских словарей, перевёл на белорусский язык ряд трудов В.И. Ленина, роман А. Фадеева «Разгром», повести М. Горького «Коновалов», «Челкаш» и некоторые другие. Преподавал белорусский язык и литературу в средних и высших учебных заведениях.
В Государственном архиве Могилёвской области, в фонде Белорусской сельскохозяйственной академии (ф. 536) хранится личное дело Максима Ивановича Горецкого, содержащее как сведения о его работе в академии, так и автобиографические материалы, написанные им собственноручно. Эти документы служат важным дополнением к биографии писателя, известной из других источников.
Максим Иванович Горецкий родился 6 (18) февраля 1893 года в деревне Богатьковка Шамовской волости Мстиславского уезда Могилёвской губернии. [1.] Родители, Иван и Ефросиния, из крестьян. [2.]
Учился в Горецком землемерно-агрономическом училище, которое окончил в 1913 году. [3.] После чего начал работать землемером в Виленской землеустроительной комиссии. Ещё во время обучения М. Горецкий заинтересовался творчеством белорусских писателей, изучением фольклора. Оказавшись в Вильно (Вильнюсе), он начал посещать лекции по белорусской литературе в местном университете.
Накануне Первой мировой войны Максим Горецкий поступил вольноопределяющимся в российскую армию. Служил артиллеристом, сначала в звании младшего, затем старшего фейерверкера. [4.] С началом военных действий его часть была переброшена в Восточную Пруссию, где он принял участие в кровопролитных боях и был тяжело ранен. Период 1915-1918 годов пропущен в автобиографии М. Горецкого, хотя и насыщен событиями. После лечения в Виленском госпитале, он был направлен на учёбу в Павловское военное училище, по окончании которого получил звание прапорщика. Дальнейшую службу проходил в Иркутске, затем Гжатске. [5.] В 1916 году
М. Горецкий вновь оказался на фронте, в районе пинских болот, где в то время продолжались изнурительные позиционные бои. В 1917 году он тяжело заболел и был эвакуирован в Орёл. Затем проходил лечение в Москве и Железноводске. [6.]
Военные впечатления и опыт фронтовой жизни дали Горецкому богатый материал для литературного творчества. В этот период он написал целый ряд повестей и рассказов — «Прысяга», «На этапе», «Генерал» и другие. Вёл фронтовой дневник, который впоследствии стал основой для документально-художественной повести «На імперыялістычнай вайне».
Октябрь 1917 года писатель встретил в Смоленске, здесь он был признан негодным к военной службе по состоянию здоровья, избежав таким образом призыва в Красную Армию. Водоворот революционных событий приводит М. Горецкого в журналистику. Вначале он работает в газете «Известия Смоленского Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов», а после образования БССР — в газете «Звязда». Работа в центральном белорусскоязычном печатном издании ввела Максима Горецкого в круг известных политиков и деятелей культуры того времени. Среди них Вильгельм Кнорин, Янка Купала и другие.
Вместе с редакцией М. Горецкий переехал сначала в Минск, а в начале 1919 года в Вильно. [7.] После внезапного наступления польской армии он оказался на оккупированной территории и занялся преподаванием в Виленской белорусской гимназии. Помимо этого Горецкий включился в общественную деятельность, вступив в Белорусский учительский Союз, читал лекции на курсах для учителей белорусских школ, редактировал газеты «Наша думка», «Беларускія ведамасці» и «Беларускі звон». «Виленский» период был насыщенным для Горецкого, как писателя — из-под его пера вышло более 20 произведений: рассказы, повесть «Дзве душы», критические статьи, первый учебник «Гісторыя беларускай літаратуры» и «Хрэстаматыя беларускай літаратуры XI ст. — 1905 г.».
Общественная и журналистская деятельность Максима Горецкого привлекла внимание польских властей, которые опасались распространения коммунистических идей, особенно на «восточных кресах» — территориях нынешних западной Украины, Беларуси и Литвы, в межвоенный период входивших в состав Польши. В результате, накануне выборов в Виленский сейм в 1922 году, Максим Горецкий, в числе других белорусских и литовских деятелей был арестован, обвинён в "редактировании "Беларускіх Ведамасцей"и коммунизм" [8.] и выслан в Литву. От тюремного заключения его спасла широкая общественная кампания, развернувшаяся в Европе.
Из Ковно (Каунаса) писатель перебрался в Латвию, где поселился в Двинске (Даугавпилсе), устроившись преподавателем на Белорусских учительских курсах. В этот период принимал участие в Съезде учителей белорусской средней школы, проходившем в Вильно.
В 1923 году, из-за угрозы нового ареста и под впечатлением развернувшейся в БССР «белорусизации», Максим Горецкий переехал в Минск. [9.] По приглашению ректора БГУ Владимира Пичеты занялся преподавательской деятельностью на рабфаке БГУ, совмещая с работой в других учебных заведениях.
В 1925 году М. Горецкий включился в научную деятельность, войдя в состав Инбелкульта. [10.] Здесь он занялся изучением белорусского языка и литературы, принимал участие в разработке терминологии и составлении словарей.
С 1-го февраля 1926 года постановлением Народного комиссариата образования Максим Иванович Горецкий был назначен на должность доцента на кафедру белорусоведения в «Белорусской сельскохозяйственной академии им. Октябрьской революции» (БСХА) в Горках. [11.] Он не только преподавал для студентов, но и несколько раз в неделю проводил занятия для преподавателей, желавших повысить свой уровень знаний белорусского языка. [12.] Работа в сельскохозяйственной академии позволила Горецкому заняться практической исследовательской деятельностью — уже летом 1926 года он отправляется в «научную экскурсию по маршруту: Горки-Москва-Томск-Благовещенск». [13.] Следующим летом писатель вновь дважды посещал Москву и участвовал в «научной экспедиции по СССР». [14.]
6 августа 1928 года Максим Горецкий подал заявление с просьбой освободить его от работы в академии. Своё решение он объяснил тем, что срок, на который он давал согласие на работу — два с половиной года — уже истёк. К тому же «выкладаньне беларусазнаўства знаходзіцца ў такім ужо стане, што ў 1928-1929 навучальным годзе могуць выканаць усю працу т. Гаўрук і т. Мядзёлка». [15.] Такое решение, вероятно, было продиктовано и складывавшейся к концу 1920-х годов общественно-политической ситуацией в стране: постепенное сворачивание «белорусизации» и развёртывание государственной репрессивной системы, направленной в том числе и против национальной интеллигенции.
1 сентября 1928 года Максим Горецкий был уволен из БСХА [16.] и вернулся в Минск. В следующем году писатель стал подвергаться разгромной критике в республиканской прессе. А 19 июля 1930 года он был арестован по делу т.н. «Саюза вызвалення Беларусі» и вскоре приговорён к 5 годам ссылки, которую отбывал в Вятке. [17.] Там М. Горецкому пришлось работать сначала землекопом, потом чертёжником, техником-калькулятором. [18.] Жил в тесной квартире вместе с семьёй — женой Леонилой Устиновной и детьми. Однако даже в этот непростой период он продолжал заниматься творчеством — работал над романом «Віленскія камунары», обрабатывал материал для документально-художественного произведения «Камароўская хроніка».
21 июля 1935 года Максим Горецкий получил уведомление об освобождении, а на следующий день паспорт. [19.] Но ехать в БССР он не решился и поехал в Смоленск, как можно ближе к родным местам. Там он получил направление на работу учителем русского языка и литературы в средней школе городского посёлка Песочня (позднее — г. Киров Калужской области). [20.] В 1936 году писателю удалось несколько раз побывать в Богатьковке, встретиться с отцом.
М. Горецкий планировал сдать экзамены за полный курс пединститута. Для этого в ноябре 1936 года он обращался в Горки с просьбой выслать ему справку о работе в академии, так как «эти сведения заменяют документы об образовании». Что сможете, то и пришлите, только поскорее«. [21.]
Однако надеждам Максима Ивановича не суждено было сбыться, через год он вновь попал под волну репрессий. В ночь с 3 на 4 ноября 1937 года М.И. Горецкий был арестован, [22.] а 5 января 1938 года заседанием «тройки» приговорён к расстрелу и конфискации имущества. [23.] 10 февраля 1938 года, в 15 часов, приговор был приведён в исполнение. [24.] 15 ноября 1957 года писатель был реабилитирован.
Несмотря на короткий жизненный путь, Максим Иванович Горецкий сумел проявить свой талант в различных сферах творческой деятельности: литературе, языковедении, публицистике, педагогике и общественной деятельности. Неудивительно, что сегодня многогранное наследие Максима Горецкого входит в золотой фонд белорусской культуры и продолжает изучаться исследователями.
Алексей Иванович Швырёв,
архивист учреждения
«Государственный архив
Могилёвской области». т. 31 41 68.
Литература:
1. Личное дело доцента белорусского языка Горецкого Максима Ивановича // Государственный архив Могилёвской области (ГАМО). — Фонд 536. — Оп. 2. — Д. 97. — Л. 6.
2. Там же. Л. 11 об.
3. Там же. Л. 8.
4. Там же. Л. 5.
5. Гарэцкі, Р. Браты Гарэцкія / Р. Гарэцкі; пад рэд. І. Шаўляковай. — Мінск: Згуртаванне Беларусаў Свету Бацькаўшчына, 2008. — С. 29.
6. Пшыркоў Ю. Максім Гарэцкі і яго раман «Віленскія камунары» // Гарэцкі Максім. Віленскія камунары. Раман-хроніка. — Мінск: Беларусь, 1965. — С. 7.
7. Личное дело доцента белорусского языка Горецкого Максима Ивановича // ГАМО. — Фонд 536. — Оп. 2. — Д. 97. — Л. 8 об.
8. Там же. Л. 11 об.
9. Там же. Л. 8 об.
10. Гарэцкі, Р. Браты Гарэцкія / Р. Гарэцкі; пад рэд. І. Шаўляковай. — Мінск: Згуртаванне Беларусаў Свету Бацькаўшчына, 2008. — С. 84.
11. Личное дело доцента белорусского языка Горецкого Максима Ивановича // ГАМО. — Фонд 536. — Оп. 2. — Д. 97. — Л. 2.
12. Там же. Л. 16.
13. Там же. Л. 17.
14. Там же. Л. 24.
15. Там же. Л. 28.
16. Там же. Л. 29.
17. Гарэцкі, Р. Браты Гарэцкія / Р. Гарэцкі; пад рэд. І. Шаўляковай. — Мінск: Згуртаванне Беларусаў Свету Бацькаўшчына, 2008. — С. 103.
18. Там же. С. 141.
19. Там же. С. 142.
20. Там же. С. 143.
21. Личное дело доцента белорусского языка Горецкого Максима Ивановича // ГАМО. — Фонд 536. — Оп. 2. — Д. 97. — Л. 30.
22. Гарэцкі, Р. Браты Гарэцкія / Р. Гарэцкі; пад рэд. І. Шаўляковай. — Мінск: Згуртаванне Беларусаў Свету Бацькаўшчына, 2008. — С. 156.
23. Там же. С. 159.
24. Там же. С. 160.