За свою многовековую историю Беларусь неоднократно становилась ареной жесточайших войн. Каждая из них оставляла после себя смерть и разорение. Самой кровопролитной стала Великая Отечественная война. Победа в ней была достигнута ценой больших потерь белорусского народа. Наша земля приняла в себя миллионы людей, погибших не только на поле брани, но и методично, хладнокровно умерщвлённых в ходе осуществления гитлеровцами оккупационного режима. Одной из форм геноцида стало уничтожение деревень, часто вместе с населением.
За период с 1941 по 1944 годы в Беларуси сожжены 9 200 сёл и деревень. 5 295 из них фашисты уничтожили вместе со всем или частью населения. Итогом нацистской политики геноцида и «выжженной земли» стали 2 230 000 человек, уничтоженных за три года оккупации. Погиб каждый третий житель Беларуси.
Массовое уничтожение советских людей с применением неслыханно чудовищных и зверских форм истребления велось под предлогом борьбы с партизанами. По замыслам гитлеровцев, уничтожение населённых пунктов вместе с жителями должно было нанести страх и ужас на всей временно оккупированной территории. Они рассчитывали с помощью подобной тактики лишить партизан их резервов, опорных пунктов, продовольственных баз, поддержки со стороны населения и тем самым затормозить организацию и развёртывание всенародной борьбы.
Наиболее радикальным средством против партизан и населения стали карательные операции, которые проводились врагом с первых дней оккупации. Так, уже в июле 1941 года полицейский полк «Центр» организовал карательную акцию в Беловежской пуще, в ходе которой сожжено 34 населённых пункта. Всего по состоянию на 13 августа 1941 года было уничтожено 13 788 человек.
Широкий размах карательные операции приобрели в 1942 году. Против партизан и населения было проведено 65 различных операций. В начале лета 1942 года гитлеровцы нанесли крупный удар по территории, охватывающей Кличевский, часть Белыничского и Кировского районов, откуда фашистов изгнали весной 1942 года. Здесь была создана партизанская зона. Первая карательная операция «Майский жук» провалилась.
И тогда в июне 1942 года фашисты предприняли ещё одну карательную операцию под кодовым названием «Орёл». Партизанам удалось прорвать заслоны карателей и вырваться из окружения. Озверелые гитлеровцы полностью сожгли деревни Костричи, Костричская Слобода, Козуличи, Закриничье, Красный Пахарь, Пролетарий Кировского района, Вязень, Ореховка, Селец и Подстружье Кличевского района.
В июне 1942 года была сожжена и деревня Борки Кировского района вместе с 1800 жителями. В акте от 29 июня 1944 года Чрезвычайной государственной комиссии о злодеяниях немецко-фашистских захватчиков, хранящимся в госархиве Могилёвской области, имеются показания чудом спасшихся жителей деревни И.Е. Синицына, А.Н. Сакадынец и М.П. Сакадынец.
... Весной 1942 года партизаны активизировали свои действия против врага — устраивали засады, подрывали автомашины на шоссе Бобруйск — Могилёв. В конце мая подорвалось сразу 5 автомашин.
На рассвете 15 июня 1942 года немцы окружили деревню Борки и приступили к ликвидации населения — заходили в дома и всех до единого расстреливали без предупреждения.
Вспоминает Анна Никитовна Сакадынец: «К нам в дом зашли два немца с автоматами и, ничего не сказав, убили моих мать, отца и сестёр. Я и пятнадцатилетний брат Миша упали раненые на пол. Посчитав, что всех убили, гитлеровцы ушли за соломой для поджога дома. В это время мы выскочили в рожь ...»
Своё чёрное дело фашисты закончили к середине дня. В живых осталось 38 человек. Среди них М.И. Бабицкая, Ф.М. Жданович, её сын Женя 6 лет, Д.И. Заграбанец и другие.
Оставшиеся в живых жители деревни осенью 1942 года построили себе жилые дома, но немцы вновь их сожгли. После этого жители ютились в землянках до самого освобождения.
Очередное своё чёрное дело сделала особая команда СС численностью в 45 немецких солдат и 50 украинцев, которой командовал бывший уголовник штурмбанфюрер СС Оскар Дирлевангер.
Особый батальон СС «Дирлевангер» был создан в июне 1940 года. Первоначально назывался «командой браконьеров Ораниенбург» и формировался из заключённых, осуждённых за браконьерство. В феврале 1942 года переброшен из Польши в Белоруссию. Здесь он получил пополнение из числа полицейских и мобилизованного местного населения. Были сформированы украинская и две русские роты. К их командованию прикрепили шефов — немецких офицеров. Батальон отличался особой жестокостью. В 1942 — 1944 годах принимал участие в карательных операциях на территории Могилёвской, Минской, Витебской и Гродненской областей. Ими уничтожено около 200 деревень и убито более 120 тысяч человек.
Для борьбы с партизанами гитлеровцы использовали карательные отряды, состоящие из немцев и местных полицейских, а также изменников, навербованных в лагерях военнопленных. Так были сформированы батальоны из украинцев по 800 человек каждый в Могилёве и Бобруйске. Могилёвский батальон носил название «Днепр», а Бобруйский — «Березина».
Из населённых пунктов Могилёвской области, уничтоженных в июне — июле 1942 года деревни Красница, Студёнка Быховского района, Вязень, Дубно Кличевского района, Бересневка, Гоголь, Збышин, Немки, Новый Городок Кировского района и многие другие.
Поджог домов гитлеровцы производили из факелов, сделанных из соломы, а если крыша была деревянная, то в окно бросали бутылку с горючей жидкостью. От домов оставался пепел и груды кирпичей. Уцелевшие жители возвращались на эти руины.
Командир военно-оперативной группы при Осиповичском подпольном райкоме партии генерал-майор Н.Ф. Королёв в приказе «О задачах партизан» от 7 ноября 1943 года № 36 отмечал: «Фашистский зверь безумен и кровожаден. Мы являемся живыми свидетелями гитлеровского террора на территории Осиповичского района. За время своего бандитского правления немцы расстреляли, повесили, и сожгли около 5 тысяч человек мирного населения. Особенно свирепствовали они в деревне Маковье, где убито в один приём 175 человек, в деревнях Брицаловичи — 432, Большая Горожа — 400, Трактор — 212, Лочин — 82 и т. д.»
Перед партизанами была поставлена задача усилить удары по врагу, встать на защиту мирного населения, не давать фашистам грабить и жечь деревни.
22 марта 1943 года части батальона СС Дирлевангера и 118-го украинского полицейского охранного батальона сожгли деревню Хатынь Логойского района Минской области. Было убито и сгорело в огне 149 человек, из них 75 детей. Самому маленькому ребёнку было 7 недель отроду.
В память о жителях Хатыни, а также о других белорусских деревнях, разделивших судьбу Хатыни и всех мирных жителей Беларуси, в 1969 году был открыт мемориальный комплекс «Хатынь» — святыня национальной памяти белорусского народа.
Судьбу жителей Хатыни разделили и 15 деревень Могилёвской области, уничтоженных вместе с жителями и не восстановленных после войны. Среди них и деревня Антоновка Кричевского района. Уже в сентябре 1941 года здесь были сожжены все 22 двора и 92 жителя. В 1942 — 1943 годы были сожжены деревни Студёнка Быховского района, Стефаново Белыничского района, Долгое Поле, Закриничье, Красный Пахарь, Пролетарий, Хватовка Кировского района, Порщаха Глусского района. Эти населённые пункты увековечены на «Кладбище невозрождённых деревень» мемориального комплекса «Хатынь».
Остальные 745 сожжённых деревень восстали из пепла как мифическая птица Феникс благодаря трудолюбию и большой силе воли к жизни и созиданию их жителей.
В память обо всех уничтоженных деревнях Могилёвщины 31 августа 2008 года в деревне Борки Кировского района открыт мемориальный комплекс «Память сожжённым деревням Могилёвской области» как в назидание потомкам о самой страшной и разрушительной войне.
В 2011 году в свет вышел сборник документальных материалов «Трагедия белорусских деревень. 1941 — 1944», составленный Национальным архивом Республики Беларусь при поддержке Российского фонда содействия актуальным историческим исследованиям «Историческая память». Многие документы публикуются впервые. Издание подготовлено в рамках международного проекта «Повышение статуса спасшихся жителей сожжённых белорусских деревень», осуществляемого при поддержке немецкого фонда «Память, ответственность и будущее».