Конституции Республики Беларусь — 30 лет!

Конституции БССР. Первая Конституция БССР (Социалистической Советской Республики Белоруссии (ССРБ)) была одобрена I Всебелорусским съездом Советов в феврале 1919 г. В связи с предполагаемым созданием Литовско-Белорусской ССР она не содержала многих важных конституционных норм (об избирательном праве, о местных органах власти и управления, о бюджетном праве).

Конституция СССР (1924 г.) определяла структуру высших органов общесоюзной власти и управления, их компетенцию, однако не затрагивала основ экономического и политического устройства союзных республик. Вторая Конституция БССР, которая была актуализирована провозглашением независимости ССРБ и образованием СССР, разрабатывалась на протяжении нескольких лет. Первый ее проект, представленный в феврале 1925 г., не был утвержден. После доработки (в 1927 г.) Конституция БССР юридически оформила добровольное и свободное вхождение БССР в состав СССР, отразила расширение социальной основы Советского государства. Основная черта Конституции 1927 г. — разграничение функций государственных органов: съезда Советов и ЦИК БССР. Конституция определяла, что вопросы об изменениях территории республики должны рассматриваться только на съездах Советов Беларуси, и закрепила за республикой право свободного выхода из Союза.

В 1936 г. была утверждена вторая Конституция СССР, установившая единообразие государственно-правовых норм на всей территории Советского Союза. На ее основе в 1937 г. была принята третья Конституция БССР. Важнейшим органом государственной власти в республике провозглашался Верховный Совет, который избирался сроком на 4 года и действовал на основе Конституций БССР и СССР. При этом компетенция законодательных и исполнительных органов БССР была значительно сужена. Конституция БССР 1937 г. действовала до 1978 г. Конституция БССР 1978 г. стала отражением и детализацией положений общесоюзной Конституции (1977 г.). Конституция 1978 г. декларировала право граждан на бесплатное жилье, свободу совести и закрепила роль Коммунистической партии Советского Союза как «руководящей и направляющей политической силы».

Значение Декларации о государственном суверенитете 27 июля 1990 г.

27 июля 1990 г. Верховным Советом БССР была принята Декларация «О государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики». Согласно ей, на территории Беларуси устанавливалось верховенство Конституции и законов республики над общесоюзными нормами. 25 августа 1991 г. был принят Закон «О придании статуса конституционного закона Декларации Верховного Совета Республики Беларусь о государственном суверенитете Республики Беларусь». Впервые в практике законотворческой деятельности высшего законодательного органа Беларуси был принят конституционный закон. К тому же ему был придан статус более высокий, чем у Конституции. Согласно ст. 2 Закона от 25 августа 1991 г., в случаях, когда положения действовавшей на то время Конституции (Основного Закона) БССР 1978 г., входили в противоречие с положениями Декларации о государственном суверенитете, необходимо было руководствоваться Декларацией. Начинался новый этап развития государственности Беларуси: формирование независимого суверенного государства — Республики Беларусь.

Конституция 15 марта 1994 года и изменения внесенные в нее. Первая Конституция суверенной и независимой Республики Беларусь была принята 15 марта 1994 г. Верховным Советом Республики Беларусь XII созыва, она вступила в силу с 30 марта 1994 г. До того момента на территории Беларуси действовала Конституция БССР 1978 г. 19 сентября 1991 г. Верховный Совет изменил официальное название нашей страны с Белорусская Советская Социалистическая Республика (БССР) на Республика Беларусь (Беларусь).

В условиях кардинальных преобразований начала 1990-х гг. Конституция БССР 1978 г. стремительно превращалась в устаревший документ. Поэтому вопрос разработки новой Конституции, которая не только отражала бы произошедшие преобразования, но и определяла бы цели и приоритеты на будущее, занимает особое место. Начало работе над новой Конституцией было положено 22 июня 1990 г. Верховным Советом БССР было принято постановление «Об образовании Конституционной комиссии», 20 июля 1990 г. был определен кадровый состав Конституционной комиссии.

27 июля 1990 г. Верховный Совет БССР принял Декларацию о государственном суверенитете Белорусской ССР, 25 августа 1991 г. Верховный Совет БССР присвоил Декларации статус конституционного закона.

Проект Конституции был подготовлен уже к середине 1991 г. и осенью вынесен на рассмотрение сессии Верховного Совета, предложен к публикации. Содержательные дискуссии (а позднее — политическая борьба) развернулись вокруг формы правления — президентская или парламентская республика. Оппозиция (БНФ) инициировала референдум, целью которого был роспуск Верховного Совета и формирование новой власти. Большинство парламента не поддержало ни проведение референдума, ни новые выборы (новый состав Верховного Совета вместо избранного в БССР в 1990 г. начал работу лишь в январе 1996 г.). Обсуждение и принятие Основного Закона страны шло достаточно медленно, и лишь на заседании Верховного Совета 3 марта 1994 г. были приняты последние спорные статьи (о государственном языке, праве на труд, признании равноправия на выборах, о референдуме, суде, Конституционном Суде, финансово-кредитной системе, порядке изменения Конституции). Наконец 15 марта 1994 г. Верховный Совет принял Конституцию в полном объеме конституционным большинством в 236 голосов (при необходимых 231).

Конституция установила равенство государства и гражданина, равенство различных форм собственности, закрепила принцип разделения и взаимодействия различных ветвей власти. Законодательную власть осуществлял Верховный Совет, исполнительную власть — Президент и создаваемый при нем Кабинет Министров, судебную — суды; учреждались новые государственные органы (включая Конституционный Суд). Конституция установила и закрепила конституционный строй Республики Беларусь как унитарного демократического социального правового государства, которое при признании равенства всех форм собственности нацелено на построение социально ориентированной рыночной экономики, обеспечение политического плюрализма, создание условий для достойной жизни и свободного развития человека. Основу конституционного строя определяют основные способы организации государственной власти. Конституция определяет Беларусь как унитарное государство с республиканской формой правления, устанавливает принципы народного правления и разделения властей.

В стране в достаточно сжатые сроки надлежало сформировать новую систему органов государственной власти и управления, которая существенно отличалась от имевшейся на начало 1994 г. Летом 1994 г. Президентом Республики Беларусь был избран Александр Григорьевич Лукашенко. Обладая широкой легитимностью, установленной в ходе демократических выборов, Глава государства активно приступил к реализации собственной предвыборной программы, проведению в жизнь различных преобразований. Деятельность А. Лукашенко как руководителя исполнительной власти и Главы государства встречала активное противодействие Верховного Совета, в результате в республике развился полноценный конституционный кризис, усугублявшийся тем, что полномочия Верховного Совета истекали в марте 1995 г. (новый состав собрался на заседание только 9 января 1996 г.).

Точка в затянувшемся общественно-политическом противостоянии была поставлена результатами референдума 26 ноября 1996 г. Принятие Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, предложенными Президентом, поддержали более 5 млн. граждан Беларуси (более 70 % включенных в списки для голосования). В целом конфликт между высшими властями разрешился мирно. Палата представителей (нижняя палата Парламента страны — Национального собрания) была сформирована из числа депутатов Верховного Совета, компетенция Парламента в целом была сужена, полномочия Президента значительно расширены (включая наделение правом издавать имеющие силу законов декреты), срок его (а также депутатов) полномочий исчислялся не с выборов 1994 г., а с 27 ноября 1996 г. — даты вступления в силу новой редакции Конституции.

Изменения в Конституцию вносились путем референдума в 2004 г. 17 октября 2004 г. в референдуме приняли участие почти 90% граждан, из которых более 77% поддержали предложение об исключении из Конституции положения, запрещающего одному лицу избираться Президентом более чем на два срока.

Референдум 2022 год. Острый политический кризис в Беларуси 2020 г. продемонстрировал наличие в обществе запроса на модернизацию государства и общества. В рамках последовательной реализации политики мирного разрешения противоречий, поступательного развития руководством Республики Беларусь был предложен проект новой редакции Конституции. Подготовка и принятие изменений и дополнений в Основной Закон государства были обусловлены необходимостью корректировки государственной системы, разрешения накопившихся за несколько десятилетий функционирования Конституции вопросов и противоречий, укрепления демократических начал в управлении страной, ответа на изменившиеся внутри- и внешнеполитические реалии развития белорусской государственности. После широкого обсуждения предложенного проекта 27 февраля 2022 г. состоялся общереспубликанский референдум, в ходе которого большинство граждан выступило за внесение предложенных изменений и дополнений в Конституцию. Новая редакция Основного Закона вступила в силу 15 марта 2022 г.

Новая редакция Конституции — еще один шаг к укреплению независимости страны, документ подводит черту под сложным постсоветским периодом. Перераспределены полномочия между высшими органами, полномочия Главы государства ограничены двумя сроками по 5 лет каждый, Президент больше не может издавать декреты и др. Произошло явное усиление судебной власти, прежде всего Конституционного и Верховного судов, углубление их автономии. Ряд статей являются инновационными, максимально отвечающими требованиям современности к государству (например, в части учета развития информационного общества, необходимости сохранения исторической памяти). Среди других новшеств стоит отметить переход от утверждения безъядерной зоны и нейтралитета к недопустимости военной агрессии со своей территории по отношению к другим государствам.

В результате решений референдума 2022 г. в конституционной системе органов власти Беларуси появилось Всебелорусское народное собрание (ВНС), которому в Конституции посвящена отдельная глава З1 раздела IV. Конституция определяет ВНС как высший представительный орган народовластия Республики Беларусь, определяющий стратегические направления развития общества и государства, обеспечивающий незыблемость конституционного строя, преемственность поколений и гражданское согласие. Компетенция, порядок формирования и деятельности Всебелорусского народного собрания определяются Конституцией, Законом Республики Беларусь от 7 февраля 2023 г. «О Всебелорусском народном собрании» и иными законами. Деятельность Всебелорусского народного собрания основывается на принципах народовластия, верховенства права и законности, демократичности, преемственности государственной политики, социальной справедливости, гласности, коллегиальности, свободного обсуждения и принятия решений.

В рамках предельной численности ВНС (1200 делегатов) в его состав входят: Президент; Президент, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки; представители законодательной, исполнительной и судебной власти; представители местных Советов депутатов; представители гражданского общества. Срок полномочий ВНС составляет пять лет. Установлено, что делегат ВНС принимает участие в работе собрания без отрыва от трудовой (служебной) деятельности. Заседания ВНС проводятся не реже одного раза в год. Оперативное решение вопросов, входящих в компетенцию ВНС, обеспечивает Президиум ВНС, председатель ВНС, его заместители и иные члены Президиума избираются ВНС.

К числу конституционных полномочий ВНС отнесено: утверждение основных направлений внутренней и внешней политики, военной доктрины, концепции национальной безопасности, программ социально-экономического развития Республики Беларусь; предложение изменений и дополнений в Конституцию, проведения республиканских референдумов; рассмотрение вопроса о легитимности выборов; решение о смещении Президента с должности; введение чрезвычайного или военного положения при наличии оснований, предусмотренных Конституцией и в случае бездействия Президента по этим вопросам; избрание по предложению Президента, предварительно согласованному с Президиумом ВНС, и освобождение от должности председателя, заместителей председателя и судей Конституционного Суда и Верховного Суда, председателя и членов Центральной избирательной комиссии; принятие по предложению Президента решения о возможности направления военнослужащих за пределы Республики Беларусь. ВНС для реализации возложенных на него конституционных функций принимает решения, которые обязательны для исполнения и могут отменять правовые акты, иные решения государственных органов и должностных лиц, противоречащие интересам национальной безопасности, за исключением актов судебных органов.

Адрес и режим работы

212030, г. Могилев, ул. Первомайская, д. 71 (Дом Советов).
Пн. — Пт. с 8:00 до 17:00
Перерыв: с 13:00 до 14:00
Посмотреть на карте

Контакты

+375 222 75-05-08 (факс)
+375 222 32-39-43
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (для корреспонденции, за исключением электронных обращений граждан и юридических лиц)

Контакты для СМИ

Ведущий специалист по связям с общественностью
Королёва Анастасия Сергеевна
+375 222 75-25-77