В какой архив обратиться?

Разнообразные по видам, формам и назначению документы, возникшие в процессе государственного управления, фиксации и передачи научного знания, культуры, искусства, межличностного общения — являются результатом общественного развития и общественного сознания.

Любой документ, вне зависимости от цели его создания, места, времени возникновения, авторства содержит информацию, которая может быть востребована через некий временной период.

В настоящее время в г.Могилеве находятся четыре архива, и каждый имеет свою специализацию.
Для поиска сведений об истории органов власти, фабрик, заводов, организаций, о трудовой деятельности в колхозах за 1946-1955 годы, об обучении, избрании на выборные должности, о выделении квартир, земельных участков под строительство, о праве наследования, пребывании в Германии, тюрьмах и лагерях в годы Великой Отечественной войны, необходимо обратиться в учреждение «Государственный архив Могилевской области» (212012, г.Могилев, ул.Челюскинцев, 172а) — хранит документы с 1918 года по настоящее время.

Если интересуют документы партийных, комсомольских организаций Могилевщины за довоенный период и до момента их ликвидации в 1991 году, а также общественных объединений ликвидированных и функционирующих в настоящее время на территории области, о работе в этих организациях и размере заработной платы — такие документы найдете в учреждении «Государственный архив общественных объединений» (212030, г.Могилев, ул.Первомайская 28а).

Необходимо получить копии свидетельства о рождении и смерти за довоенный и послевоенный периоды, о заключении брака и его расторжении, тогда Вас ждут в архиве органов, регистрирующих записи актов гражданского состояния, главного управления юстиции Могилевского облисполкома (212030, г.Могилев, ул.Первомайская, 172, Дом Советов).

Особое место среди архивных документов занимают документы по личному составу, которые отражают трудовые отношения работника.

За этой формулировкой скрывается комплекс документов чрезвычайно важный для каждого человека. Именно на основании информации, зафиксированной в документах по личному составу, возможно, в случае необходимости, подтвердить трудовой стаж, заработную плату, иные социальные льготы, полагающиеся гражданину по законодательству.

Однако для того, чтобы информация, зафиксированная в документах по личному составу, имела юридическую силу, должны быть выполнены, как минимум, три условия: создание и сохранение этих документов в организациях разных форм собственности и, в случае ликвидации организации без правопреемника — передача их на государственное хранение. Алгоритм действий прописан в ст.19 Закона Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь».
В соответствии с законодательством по архивам документы по личному составу хранятся в организациях 75 лет. В связи с этим для получения необходимых сведений, в течение данного периода заявителям нужно в первую очередь обращаться в организации, в которых они работали.

Особую остроту составляет проблема сохранности документов по личному составу ликвидированных организаций 90-х годов 20 века, не имеющих правопреемников. Местом хранения таких документов в 1999 году законодательно были определены городские и районные архивы.

При сборе документов о стаже работы необходимо иметь в виду, что при ликвидации государственной организации ее документы передаются правопреемнику. В случае отсутствия правопреемника документы постоянного хранения передаются в государственный архив, источником комплектования которого является организация, а документы по личному составу — в архив городской или районный архивы, которые функционируют в каждом районе области.

Документы негосударственной организации, не являющейся источником комплектования государственного архива, прекратившего свою деятельность индивидуального предпринимателя, передаются в городской или районный архивы.
Такой архив создан в Могилеве в 1999 году и находится по адресу: 212007, г.Могилев, улица Челюскинцев, дом № 33.
Архив хранит приказы по личному составу, лицевые счета по начислению заработной платы, расчетно-платежные ведомости ликвидированных государственных учреждений и организаций, малых предприятий, совместных предприятий, кооперативов и т.д. г.Могилева и выдает архивные справки о стаже работы в этих организациях и размере заработной платы.
Организациям и гражданам следует обращаться за справками в вышеуказанные архивы по принадлежности.

Екатерина Юрьевна Метельская,
Зав.отделом научного использования
документов и информации
учреждения «Государственный архив
Могилёвской области». т. 31 41 68.

Адрес и режим работы

212030, г. Могилев, ул. Первомайская, д. 71 (Дом Советов).
Пн. — Пт. с 8:00 до 17:00
Перерыв: с 13:00 до 14:00
Посмотреть на карте

Контакты

+375 222 75-05-08 (факс)
+375 222 32-39-43
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (для корреспонденции, за исключением электронных обращений граждан и юридических лиц)

Контакты для СМИ

Ведущий специалист по связям с общественностью
Королёва Анастасия Сергеевна
+375 222 75-25-77