Ответы на наиболее часто поднимаемые в обращениях вопросы

Ответ:
В статье 107 Закона Республики Беларусь от 24.10.2016 № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее — Закон) определен перечень доходов, приравненных к заработной плате, на которые может быть обращено взыскание.

В указанный перечень включены следующие доходы:
— доходы за работу в производственном кооперативе, крестьянском (фермерском) хозяйстве и иных организациях;
— авторское вознаграждение;
— стипендии обучающихся;
— пенсии;
— суммы в возмещение ущерба, причиненного гражданину увечьем или иным повреждением здоровья, а также смертью кормильца;
— пособие по безработице, а также пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком в возрасте до трех лет;
— доходы от предпринимательской деятельности, осуществляемой без образования юридического лица;
— доходы от ремесленной деятельности;
— доходы от осуществления деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма;
— оплату труда, вознаграждение адвокатов;
— доходы нотариусов от осуществления нотариальной деятельности;
— пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста;
— иные доходы, установленные актами законодательства.

Норма статьи 104 Закона допускает обращение взыскания на пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемое по социальному страхованию. При этом в соответствии с данной нормой Закона из пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемых по социальному страхованию, взыскание может производиться только по решению суда, определению о судебном приказе о взыскании алиментов, по решению суда о взыскании расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и по решению суда о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина.

Аналогичная норма об удержании алиментов из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, выплачиваемого по социальному страхованию, установлена и «Перечнем видов заработка и (или) иного дохода, из которых производится удержание алиментов на содержание несовершеннолетних детей», утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.08.2002 N 1092 (далее — Перечень) (подп. 1.5 п. 1 Перечня).

Таким образом, алименты из пособия по уходу за ребенком в возрасте до трех лет подлежат взысканию.

Основания для приостановления исполнительного производства предусмотрены статьями 49-50 Закона и перечень этих оснований является исчерпывающим. Иные основания для приостановления исполнительного производства могут быть установлены только законодательными актами.

Нахождение должника в социальном отпуске по уходу за ребенком до трех лет в перечень оснований, предусмотренный вышеназванными нормами Закона, не входит, следовательно, исполнительное производство в отношении этого должника приостановлению не подлежит.

Ответ: Действующим законодательством такая обязанность по трудоустройству должников при исполнении исполнительных документов по денежным обязательствам не предусмотрена.

Исключение составляют обязанные лица, с которых взыскиваются расходы, затраченные государством на содержание их детей, находящихся на государственном обеспечении. Трудоустройство этих лиц производится на основании определения суда, выносимого в целях обеспечения совершения исполнительных действий, и осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 14 Декрета Президента Республики Беларусь от 24.11.2006 № 18 "О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях".

Ответ: В соответствии со ст.144 Жилищного кодекса Республики Беларусь гражданин вправе произвести отчуждение приобретенного в рассрочку жилого помещения после полного погашения стоимости этого жилого помещения.

Вместе с тем, собственник вправе совершить завещание по распоряжению принадлежащим ей имуществом на случай своей смерти.

Ответ: Главой 12 Закона Республики Беларусь «Об исполнительном производстве» (далее — Закон), вступившего в силу с 16 мая 2017 года, определен порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, работника органа принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения.

Статьей 124 Закона определен общий порядок обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, работника органа принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения.

Так, постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы (опротестованы) сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением — в суд.

Прокурор имеет право принесения протеста на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, а также на постановления, действия (бездействие) руководителя органа принудительного исполнения, за исключением Главного судебного исполнителя Республики Беларусь, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, в суд без соблюдения порядка обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя, постановлений, действий (бездействия) руководителя органа принудительного исполнения, установленного частью первой настоящей статьи.

Постановления, действия (бездействие) Главного судебного исполнителя Республики Беларусь могут быть обжалованы лицами, указанными в части первой настоящей статьи, либо опротестованы прокурором непосредственно в суд.

Обжалование (опротестование) постановлений, действий (бездействия) иного работника органа принудительного исполнения осуществляется в порядке, установленном настоящим Законом для обжалования (опротестования) постановлений, действий (бездействия) судебного исполнителя.

Ответ: 03.03.2015 в г. Москве подписано Соглашение между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о порядке взаимного исполнения судебных постановлений по делам о взыскании алиментов (далее-Соглашение), которое вступило в силу 31 декабря 2015 года.

С подписанием этого международного договора упростился порядок взыскания алиментов с должника, проживающего или работающего на территории Российской Федерации.

Так, в соответствии с Соглашением судебные постановления по делам о взыскании алиментов не нуждаются в специальной, порой длительной, процедуре признания и исполняются на территории Российской Федерации в том же порядке и на основании исполнительных документов, выданных компетентными судами Республики Беларусь.

Обращаем внимание, что к исполнительному документу прилагается заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства, адресованное компетентному судебному приставу-исполнителю России. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество взыскателя, его гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность взыскателя, сведения о месте жительства (месте нахождения, месте пребывания) должника и взыскателя, реквизиты банковского счета взыскателя, на который следует перечислять денежные средства, либо адрес, по которому следует переводить денежные средства. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем, который прилагает к заявлению оформленные в соответствии с законодательством доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия.

Кроме того, если исполнительный документ о взыскании алиментов не содержит необходимую информацию, к нему также прилагаются:
— документ о том, что судебное постановление вступило в законную силу и подлежит исполнению, либо документ о том, что судебное постановление подлежит исполнению до вступления его в законную силу;
— документ, выданный судебным исполнителем о том, что исполнительный документ не направлялся (не предъявлялся) для исполнения. В случае, если исполнительный документ находился на исполнении в органах принудительного исполнения — документ судебного исполнителя о размере задолженности по алиментам;
— заверенные судом копии документов, из которых следует, что ответчик (должник) был своевременно и должным образом извещен о времени и месте рассмотрения дела. В случае вынесения судебного приказа — заверенные судом копии документов о надлежащем извещении ответчика (должника) о вынесении судебного приказа.

Вышеуказанные документы передаются уполномоченному органу Республики Беларусь для направления уполномоченному органу России.

Уполномоченным органом Республики Беларусь по Могилевской области является управление принудительного исполнения главного управления юстиции Могилевского облисполкома.

Информация о территориальных органах Федеральной службы судебных приставов России, их деятельности, режиме работы, графике приема размещена на официальном сайте ФССП России http://fssprus. ru/. Адрес ФССП России: 107996, г. Москва, ул. Кузнецкий мост, д.15/5, стр.1, тел./факс +7 (495) 620-65-37, 621-92-15.

Сведения о службе судебных приставов, в адрес которой подлежит направлению исполнительный документ о взыскании алиментов, можно получить на указанном сайте.

В дальнейшем по вопросам взыскания алиментов, а также за получением соответствующих справок, взыскателям необходимо обращаться непосредственно в службу судебных приставов России по месту нахождения исполнительного документа на исполнении.

Ответ: Заявление о перемене фамилии, собственного имени, отчества подается гражданами Республики Беларусь, достигшими шестнадцати лет, в государственные органы, регистрирующие акты гражданского состояния, по месту их жительства.

Граждане, постоянно не проживающие на территории Республики Беларусь, подают заявление о регистрации перемены в загранучреждение, определяемое по месту постановки такого гражданина на консульский учет.

Ответ: Расторжение брака органом, регистрирующим акты гражданского состояния, производится по взаимному согласию супругов, не имеющих общих несовершеннолетних детей и спора об имуществе.

Ответ: Да, действительна. Согласно пункту 2 статьи 18 Гражданского кодекса Республики Беларусь, перемена гражданином имени не является основанием для прекращения или изменения его прав и обязанностей, приобретенных под прежним именем.

Ответ: Для того чтобы подтвердить переход прав на наследственное имущество от наследодателя к наследнику, нотариус выдает наследникам свидетельство о праве на наследство. Получение свидетельства о праве на наследство – это право наследника, а не обязанность, однако, без свидетельства о праве на наследство наследник не сможет распорядиться наследственным имуществом. Законодательством предусмотрены сроки обращения к нотариусу за принятием наследства, пропустив которые, не исключена возможность, что наследник может вообще остаться без наследства. Исходя из указанного, к нотариусу обращаться за оформлением наследства следует.

Ответ: В соответствии с п.п. 1.1. и абз. 2 п. 35 Нотариальных тарифов за совершении нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера нотариусами, утвержденных Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2013 г. № 1145, за удостоверение договора отчуждения недвижимого имущества близким родственникам взыскивается нотариальный тариф в размере 200% базовой величины, за составление проекта договора взыскивается нотариальный тариф в размере 100% базовой величины.

За удостоверение договора отчуждения недвижимого имущества другим лицам взыскивается нотариальный тариф в размере 500% базовой величины, за составление проекта договора взыскивается нотариальный тариф в размере 100% базовой величины.

Ответ: Сведения о руководителе юридического лица (ином лице, уполномоченном в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) в силу норм Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее — Декрет № 1) и Положения о Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР), утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23 февраля 2009 г. № 229, подлежат включению в ЕГР.

При внесении изменений и (или) дополнений в учредительные документы юридического лица руководитель или иное лицо, уполномоченное в соответствии с уставом (учредительным договором — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), представляет в регистрирующий орган пакет документов, предусмотренный пунктом 16 Положения о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденного Декретом № 1 (далее — Положения о регистрации).

Согласно абзацу четвертому части третьей пункта 19 Положения о регистрации при государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав юридического лица (учредительный договор — для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора), заявление о государственной регистрации подписывается руководителем юридического лица или иным лицом, уполномоченным в соответствии с уставом (учредительным договором) или доверенностью действовать от имени этого юридического лица.

При этом в соответствии с частью пятой пункта 19 Положения о регистрации при подаче заявления о государственной регистрации граждане представляют документы, удостоверяющие личность, а также документы, подтверждающие их полномочия, в случае, если они действуют от имени юридического или физического лица.

В этом случае руководителю необходимо представить документ, подтверждающий его полномочия (оригинал либо копию приказа, трудового договора, контракта и т.д.), который приобщается к материалам регистрационного дела субъекта хозяйствования.

В соответствии с пунктом 22 Положения о регистрации коммерческие и некоммерческие организации обязаны представить в регистрирующий орган по месту нахождения организации уведомление о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) по форме, установленной Министерством юстиции, в течение десяти рабочих дней со дня такого назначения (замены).

Представление иных подтверждающих документов вместе с указанным уведомлением не предусмотрено.

В этой связи при подаче уведомления о назначении (замене) руководителя (иного лица, уполномоченного в соответствии с учредительными документами действовать от имени организации) документ, подтверждающий полномочия руководителя не представляется.

Ответ: Действующим законодательством не предусмотрена такая выплата. В соответствии со статьей 115 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье выплата алиментов, взыскиваемых в судебном порядке, прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия.

Адрес и режим работы

212030, г. Могилев, ул. Первомайская, д. 71 (Дом Советов).
Пн. — Пт. с 8:00 до 17:00
Перерыв: с 13:00 до 14:00
Посмотреть на карте

Контакты

+375 222 22-36-20 (факс)
+375 222 32-69-43
Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. (госорганов)