Положение о главном управлении юстиции Могилевского областного исполнительного комитета

РЕШЕНИЕ МОГИЛЕВСКОГО ОБЛАСТНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА
20 февраля 2015 г. № 10-2
Об утверждении Положения о главном управлении юстиции Могилевского областного исполнительного комитета

Изменения и дополнения:
Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 19 апреля 2017 г. № 16-6;
Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 20 ноября 2017 г. № 42-13;
Решение Могилевского областного исполнительного комитета от 30 декабря 2020 г. № 7-121.

На основании части первой пункта 10 статьи 38 Закона Республики Беларусь от 4 января 2010 г. № 108-З «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» Могилевский областной исполнительный комитет РЕШИЛ:
Утвердить Положение о главном управлении юстиции Могилевского областного исполнительного комитета (прилагается).

Председатель В.В.Доманевский

Управляющий делами Г.А.Воронин


УТВЕРЖДЕНО
Решение
Могилевского областного
исполнительного комитета
20.02.2015 № 10-2

ПОЛОЖЕНИЕ
о главном управлении юстиции Могилевского областного исполнительного комитета

1. Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета (далее — главное управление юстиции) является структурным подразделением Могилевского областного исполнительного комитета (далее — облисполком), наделенным правами юридического лица, в своей деятельности подчиняется облисполкому и Министерству юстиции. Главное управление юстиции осуществляет государственно-властные полномочия на территории Могилевской области в сфере юстиции, в том числе архивного дела и делопроизводства, нотариата, деятельности органов загса, адвокатуры, принудительного исполнения исполнительных документов, государственной регистрации, реорганизации и ликвидации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязательной юридической экспертизы решений местных исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня.
2. Главное управление юстиции в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, настоящим Положением.
3. Главное управление юстиции является бюджетной организацией, финансирование деятельности которой осуществляется за счет средств областного и республиканского бюджетов на основании бюджетных смет, а также иных источников, не запрещенных законодательством, имеет текущий (бюджетный) и иные счета в банке, бланки, штампы, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и своим наименованием.
4. Полное наименование главного управления юстиции:
на русском языке: Главное управление юстиции Могилевского областного исполнительного комитета;
на белорусском языке: Галоўнае ўпраўленне юстыцыі Магiлеўскага абласнога выканаўчага камiтэта.
5. Место нахождения главного управления юстиции: 212030, город Могилев, улица Первомайская, 71.
6. Основными задачами главного управления юстиции являются:
6.1. организационное, кадровое, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности территориальных органов принудительного исполнения, контроль за их деятельностью;
6.2. осуществление контроля за соблюдением нотариусами, Могилевской областной нотариальной палатой законодательства о нотариате;
6.3. методическое руководство деятельностью отделов записи актов гражданского состояния районных, городских исполнительных комитетов Могилевской области (далее — отделы загса), сельских исполнительных комитетов Могилевской области (далее — органы загса) по регистрации актов гражданского состояния;
6.4. осуществление обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
6.5. реализация единой государственной политики в сфере архивного дела и делопроизводства, формирования Национального архивного фонда Республики Беларусь, обеспечение сохранности, учета и использования документов, находящихся на хранении в государственных архивах Могилевской области, организация работы государственных архивов Могилевской области и оказание им содействия, осуществление контроля в сфере архивного дела и делопроизводства в государственных органах, иных организациях, оказание методической помощи по вопросам архивного дела и делопроизводства;
6.6. осуществление деятельности, направленной на соблюдение законодательства лицами, имеющими специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности: юридические услуги, риэлтерские услуги);
6.7. в пределах полномочий, делегированных облисполкомом, организация и осуществление государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования, расположенных на территории Могилевской области;
6.8. формирование и ведение территориальной части Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее — ЕГР);
6.9. осуществление взаимодействия с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими организациями, в том числе с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, по вопросам государственной регистрации субъектов хозяйствования, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, в том числе по вопросам постановки на учет, регистрации в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направления информации, необходимой для открытия текущего (расчетного) банковского счета субъекта хозяйствования;
6.10. постановка на учет, снятие с учета постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, а также организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленного подразделения юридического лица;
6.11. контроль за осуществлением городскими, районными исполнительными комитетами Могилевской области (далее — горрайисполкомы), администрациями районов в городах Бобруйске и Могилеве (далее — местные администрации) государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования;
6.12. государственная регистрация территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов, создаваемых в организациях (далее — профессиональные союзы), местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций);
6.13. контроль за соблюдением местными общественными объединениями, их союзами (ассоциациями), организационными структурами политических партий, межобластными, областными организационными структурами общественных объединений законодательства и учредительных документов;
6.14. правовое обеспечение функционирования Могилевского областного Совета депутатов (далее — областной Совет), облисполкома и соблюдение законности их деятельности;
6.15. координация деятельности горрайисполкомов, местных администраций по вопросам создания и функционирования службы «одно окно», осуществления административных процедур;
6.16. обеспечение освещения в средствах массовой информации вопросов, входящих в компетенцию главного управления юстиции, осуществление продвижения информации в глобальной компьютерной сети Интернет;
6.17. реализация кадровой политики в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах Могилевской области;
6.18. организация идеологической работы в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах Могилевской области;
6.19. организация работы по противодействию коррупции и ее проявлений в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах Могилевской области;
6.20. обеспечение требований законодательства по охране труда, пожарной безопасности, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, мобилизационной подготовки.
7. Главное управление юстиции в соответствии с возложенными на него задачами и в пределах своей компетенции:
7.1. в отношении деятельности нотариата:
осуществляет контроль за соблюдением нотариусами, Могилевской областной нотариальной палатой законодательства о нотариате;
проводит проверки (мониторинг) по вопросам, относящимся к сфере его контрольной деятельности, выносит проверяемым субъектам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства, установленных в ходе проведения проверок, направляет рекомендации по устранению обнаруженных в ходе мониторинга нарушений (недостатков);
регистрирует нотариальные конторы, нотариальные бюро в порядке, установленном Министерством юстиции;
координирует деятельность по соблюдению законодательства о нотариате уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, оказывает им методическую помощь и разрабатывает меры, направленные на совершенствование правоприменительной практики;
по согласованию с Могилевской областной нотариальной палатой принимает меры по координации деятельности нотариусов, осуществляющих нотариальную деятельность в пределах Могилевского нотариального округа, в том числе распределяет между ними обязанности по оформлению наследственных прав после отдельных категорий наследодателей, место открытия наследства которых находится в этом нотариальном округе;
по согласованию с Могилевской областной нотариальной палатой устанавливает требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы;
по согласованию с Могилевской областной нотариальной палатой вправе установить требования к месту нахождения нотариальных контор, нотариальных бюро в определенном районе города (его части) либо в пределах определенной административно-территориальной единицы, если нотариальный округ включает город, имеющий районное деление, либо включает две и более административно-территориальные единицы;
получает от Могилевской областной нотариальной палаты, нотариусов сведения и (или) документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательными актами полномочий, при условии соблюдения нотариальной тайны;
по согласованию с Могилевской областной нотариальной палатой утверждает порядок передачи документов, образовавшихся в результате деятельности нотариуса, в нотариальный архив либо другому нотариусу при приостановлении, возобновлении полномочий нотариуса, аннулировании свидетельства на осуществление нотариальной деятельности или в случае наделения нотариуса полномочиями на осуществление нотариальной деятельности в другом нотариальном округе;
по согласованию с Могилевской областной нотариальной палатой определяет нотариуса, которому передается ведение открытого наследственного дела, в случае поступления от всех принявших наследство наследников заявления (заявлений) о замене нотариуса;
по согласованию с Могилевской областной нотариальной палатой определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным нотариусом;
определяет место совершения нотариального действия в случае, когда в соответствии с законодательством нотариальное действие должно быть совершено определенным уполномоченным должностным лицом;
участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в области регулирования нотариальной деятельности;
содействует Могилевской областной нотариальной палате в информационно-правовом обеспечении деятельности нотариусов, проведении мероприятий по повышению квалификации нотариусов;
согласовывает решения Могилевской областной нотариальной палаты об образовании (упразднении) нотариальных контор о назначении (освобождении нотариусов от обязанностей) заведующих нотариальными конторами, об определении количества стажеров нотариусов;
согласовывает решение правления Белорусской нотариальной палаты об образовании нотариальных бюро в Могилевском нотариальном округе;
принимает от лиц, утративших статус нотариуса, свидетельство на осуществление нотариальной деятельности и документ, подтверждающий уничтожение печати нотариуса с изображением Государственного герба Республики Беларусь, и направляет их в Министерство юстиции;
создает в установленных законодательством случаях совместно с Могилевской областной нотариальной палатой комиссии;
осуществляет в соответствии с актами законодательства другие полномочия, связанные с регулированием нотариальной деятельности;
7.2. в отношении органов загса:
осуществляет методическое руководство деятельностью органов загса по регистрации актов гражданского состояния;
проводит проверки деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния;
осуществляет контроль за проведением отделами загса районных исполнительных комитетов проверок деятельности сельских исполнительных комитетов по регистрации актов гражданского состояния;
участвует в работе аттестационных комиссий при проведении аттестации руководителей отделов загса;
представляет в установленном порядке в Министерство юстиции документы для согласования назначения и освобождения от должности руководителей отделов загса, а также заключения (продления, прекращения) с ними контрактов;
представляет в Министерство юстиции документы для согласования назначения на должность руководителя структурного подразделения главного управления юстиции — архива органов, регистрирующих акты гражданского состояния (далее — архив органов загса);
разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию деятельности органов загса по регистрации актов гражданского состояния (семинарские занятия, круглые столы, встречи, стажировки, методические советы и др.);
оказывает содействие в организации мероприятий по повышению квалификации работников отделов загса;
осуществляет формирование заявок на изготовление бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния для органов загса, архива органов загса Могилевской области, а также обеспечивает их получение, учет, хранение и выдачу указанным органам;
изучает состояние учета, хранения и использования бланков свидетельств о регистрации актов гражданского состояния в органах загса Могилевской области;
оказывает содействие в информационно-правовом обеспечении органов загса по вопросам регистрации актов гражданского состояния;
изучает и обобщает практику работы органов загса;
обобщает и вносит в Министерство юстиции предложения по вопросам совершенствования законодательства о регистрации актов гражданского состояния;
обобщает и представляет в Министерство юстиции ведомственную и иную отчетность о работе органов загса, архива органов загса;
в случаях и порядке, установленных законодательством, обеспечивает рассмотрение обжалуемых административных решений, принятых органами загса Могилевской области;
в порядке, установленном законодательством, дает разрешение (отказывает в разрешении) на перемену фамилии, собственного имени, отчества при рассмотрении материалов о перемене фамилии, собственного имени, отчества;
в случаях, установленных законодательством, согласовывает выдачу отделами загса, архивом органов загса справок, содержащих сведения из записи акта гражданского состояния, о записях актов гражданского состояния, об отсутствии записи акта гражданского состояния;
7.3. по вопросам обязательной юридической экспертизы:
проводит обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
взаимодействует с Министерством юстиции, Национальным центром правовой информации, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами базового территориального уровня по вопросам проведения обязательной юридической экспертизы;
направляет в установленном порядке запросы в другие государственные органы (организации) по вопросам, входящим в компетенцию этих органов (организаций) и имеющим значение для проведения обязательной юридической экспертизы нормативных правовых актов местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов базового территориального уровня;
проводит проверки соблюдения в местных Советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах базового территориального уровня установленного порядка подготовки, принятия (издания), учета, направления на обязательную юридическую экспертизу нормативных правовых актов, правомерности применения их нормативных правовых актов, не прошедших обязательную юридическую экспертизу;
по результатам проверок, указанных в абзаце шестом настоящего подпункта, вносит в местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы базового территориального уровня обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений нормотворческой деятельности, выявленных в результате проверки;
7.4. в сфере архивного дела и делопроизводства:
организует и ведет государственный учет документов Национального архивного фонда Республики Беларусь, находящихся на хранении в государственных архивах Могилевской области, территориальных (городских и районных) архивах, архивах государственных органов и иных организаций, музеях Могилевской области;
осуществляет организационно-методическое руководство и контроль за работой государственных архивов Могилевской области, территориальных (городских и районных) архивов, архивов государственных органов и иных организаций;
совместно с органами государственного управления участвует в мероприятиях по развитию и совершенствованию сети государственных архивов Могилевской области, территориальных (городских и районных) архивов, архивов государственных органов и иных организаций;
осуществляет контроль за рассмотрением обращений и организацией приема граждан и юридических лиц в государственных архивах области;
7.5. в сфере деятельности адвокатуры по поручению Министерства юстиции:
получает от коллегии адвокатов сведения и документы, необходимые для осуществления предусмотренных законодательством полномочий, при условии соблюдения адвокатской тайны;
оказывает содействие Могилевской областной коллегии адвокатов в информационно-правовом обеспечении ее деятельности, проведении мероприятий по повышению квалификации адвокатов;
осуществляет иные функции в соответствии с законодательством;
7.6. в сфере деятельности лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) на оказание юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности: юридические услуги, риэлтерские услуги):
рассматривает в соответствии с законодательными актами вопросы, связанные с соблюдением законодательства при оказании юридических и риэлтерских услуг гражданам и организациям;
оказывает содействие в проведении мероприятий по повышению квалификации лиц, оказывающих юридические услуги, лиц, имеющих свидетельства об аттестации риэлтера, руководителей риэлтерских организаций, претендентов на должность агента по операциям с недвижимостью;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы в сфере оказания юридических услуг;
проводит мониторинг материалов, публикуемых в средствах массовой информации, на предмет соответствия законодательству выступлений по вопросам, касающимся сферы, курируемой Министерством юстиции;
по результатам анализа деятельности лиц, имеющих специальные разрешения (лицензии) на осуществление деятельности по оказанию юридических услуг (составляющие лицензируемый вид деятельности: юридические услуги, риэлтерские услуги), вносит предложения по совершенствованию нормативного регулирования;
7.7. в сфере деятельности территориальных органов принудительного исполнения области:
7.7.1. контролирует в соответствии с законодательством исполнение судебных постановлений и иных исполнительных документов;
7.7.2. исключен;
7.7.3. исключен;
7.7.4. обеспечивает оказание практической и методической помощи работникам территориальных органов принудительного исполнения;
7.7.5. обеспечивает сбор и анализ отчетной информации об исполнении исполнительных документов территориальными органами принудительного исполнения;
7.7.6. в установленном законодательством порядке осуществляет контроль и рассмотрение поступающих в главное управление юстиции обращений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к сфере деятельности органов принудительного исполнения;
7.7.7. изучает, обобщает и распространяет положительный опыт работы территориальных органов принудительного исполнения области, вносит в Министерство юстиции предложения по вопросам исполнения, применения и модернизации программно-технических средств;
7.7.8. обеспечивает функционирование банков данных исполнительных производств;
7.7.9. координирует деятельность по внедрению в территориальных отделах принудительного исполнения компьютерных систем правовой информации;
7.7.10. разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на совершенствование организации работы территориальных органов принудительного исполнения области;
7.7.11. осуществляет учет имущества органов принудительного исполнения, находящегося в республиканской собственности и закрепленного за главным управлением юстиции на праве оперативного управления;
7.7.12. в порядке, определенном законодательством, организует и проводит закупки товаров (работ, услуг) для обеспечения деятельности территориальных органов принудительного исполнения;
7.7.13. обеспечивает целевое, эффективное и рациональное использование средств принудительного сбора и иных исполнительных документов;
7.7.14. организует в установленном порядке подбор заказчиков, проектировщиков, генеральных подрядчиков на объекты капитального строительства зданий органов принудительного исполнения области, обеспечивает эффективное использование капитальных вложений;
7.7.15. в порядке, определенном законодательством, организует и проводит капитальный и текущий ремонт зданий (помещений) территориальных органов принудительного исполнения области;
7.7.16. осуществляет иные функции в сфере организации принудительного исполнения, предусмотренные законодательством;
7.8. выполняет функции регистрирующего органа:
согласовывает наименования коммерческих и некоммерческих организаций в установленном законодательством порядке, в том числе в электронном виде;
осуществляет государственную регистрацию коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, государственную регистрацию изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров), в том числе на основании электронных документов, поступивших посредством веб-портала ЕГР, принимает решения о ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, о внесении записи в ЕГР об исключении из него таких организаций;
реализует иные права и обязанности, предоставленные регистрирующему органу актами законодательства в связи с государственной регистрацией, осуществлением деятельности и ликвидацией коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций;
представляет интересы облисполкома в судах по вопросам государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций;
формирует территориальную часть ЕГР по Могилевской области и представляет в Министерство юстиции сведения о субъектах хозяйствования для включения их в ЕГР и для исключения их из этого регистра;
предоставляет в установленном законодательством порядке сведения, содержащиеся в ЕГР;
взаимодействует с республиканскими органами государственного управления, иными государственными органами и другими организациями, в том числе с банками, небанковскими кредитно-финансовыми организациями, по вопросам государственной регистрации и ликвидации коммерческих организаций с участием иностранных и международных организаций, а также государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в их уставы (учредительные договоры — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительных договоров) с использованием автоматизированной информационной системы «Взаимодействие»;
оказывает методическую помощь горрайисполкомам, местным администрациям по реализации ими полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования;
осуществляет государственную регистрацию иных коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей, изменений и (или) дополнений, вносимых в уставы юридических лиц (учредительные договоры — для коммерческих организаций, действующих только на основании учредительного договора), а также изменений, вносимых в свидетельства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей, на основании электронных документов, поступивших посредством веб-портала ЕГР;
в установленном порядке осуществляет проверки деятельности горрайисполкомов, местных администраций по реализации ими полномочий по государственной регистрации и ликвидации (прекращению деятельности) субъектов хозяйствования и вносит в горрайисполкомы, местные администрации обязательные для исполнения представления об устранении допущенных нарушений, выявленных в результате проводимых проверок;
осуществляет подготовку проектов решений облисполкома о выдаче разрешений на открытие (на продление срока действия разрешений на открытие) представительств иностранных организаций, расположенных на территории Могилевской области, выдаче дубликатов таких разрешений в соответствии с пунктами 2.34 и 2.341 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156;
включает в ЕГР сведения о государственных органах, реализующих свои государственно-властные полномочия в соответствующей сфере (области) государственной деятельности на территории Могилевской области, и государственных юридических лицах, положения о которых утверждены актами законодательства, за исключением законов, нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь, место нахождения которых расположено на территории Могилевской области;
осуществляет постановку на учет, снятие с учета постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица;
осуществляет проверку достоверности документов, представляемых для постановки на учет постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица;
выносит письменные предупреждения постоянно действующим третейским судам, созданным в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц, в случае получения от правоохранительных и иных государственных органов, других юридических и физических лиц информации, свидетельствующей о нарушении постоянно действующим третейским судом законодательства о третейских судах и (или) положения о постоянно действующем третейском суде, созданном в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица, за исключением нарушений при осуществлении третейского разбирательства, указывает в них на допущенные нарушения;
обращается в Могилевский областной суд с заявлениями о ликвидации (признании постановки на учет недействительной) постоянно действующих третейских судов, созданных в качестве обособленных подразделений (подразделений) юридических лиц;
осуществляет постановку на учет и снятие с учета организаций, обеспечивающих проведение медиации, созданных в качестве обособленного подразделения юридического лица, ведет журналы учета обособленных подразделений юридических лиц, обеспечивающих проведение медиации;
выдает свидетельство о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;
представляет в Министерство юстиции информацию о постановке на учет (снятии с учета) обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации, внесении изменений в свидетельство о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;
вносит изменения в свидетельство о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;
выдает дубликат свидетельства о постановке на учет обособленного подразделения юридического лица, обеспечивающего проведение медиации;
7.9. осуществляет государственную регистрацию территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), а также:
осуществляет контроль за соответствием деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), организационных структур политических партий, межобластных, областных организационных структур общественных объединений Конституции Республики Беларусь, иным актам законодательства и их уставам;
выносит письменные предупреждения местным общественным объединениям, их союзам (ассоциациям) при выявлении нарушений законодательства, а также по принятию иных мер по устранению выявленных нарушений;
обращается в суды с заявлением о приостановлении деятельности местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций) и их ликвидации;
осуществляет государственную регистрацию гимнов, значков, вымпелов, галстуков территориальных профессиональных союзов, профессиональных союзов в организациях, местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций), местных союзов (ассоциаций) по виду (видам) спорта, созданных с участием общественного объединения (общественных объединений);
осуществляет государственную регистрацию изменений и дополнений, внесенных в уставы местных общественных объединений, профессиональных союзов, их союзов (ассоциаций);
осуществляет государственную регистрацию и постановку на учет организационных структур политических партий, межобластных, областных организационных структур профессиональных союзов и общественных объединений, областных организационных структур республиканских государственно-общественных объединений;
ведет реестры местных общественных объединений, их союзов (ассоциаций);
ведет журналы государственной регистрации и постановки на учет организационных структур политических партий, межобластных и областных организационных структур республиканских государственно-общественных объединений, профессиональных союзов, общественных объединений;
выдает удостоверение руководителя местного общественного объединения, их союза (ассоциации), местного фонда, местного союза (ассоциации) по виду (видам) спорта, созданного с участием общественного объединения (общественных объединений);
образует областную общественную наблюдательную комиссию при главном управлении юстиции, которая осуществляет контроль за деятельностью органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, осуществляет организационное обеспечение ее деятельности;
7.10. регистрирует местные фонды, а также изменения и (или) дополнения, вносимые в их уставы, в том числе:
представляет Министерству юстиции необходимые сведения для включения местных фондов в ЕГР, а также для исключения их из этого регистра;
при выявлении нарушений законодательства фондами выносит письменные предупреждения;
7.11. в вопросах правового обеспечения функционирования деятельности облисполкома, областного Совета:
участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома или самостоятельно подготавливает предложения о совершенствовании законодательства по направлениям деятельности облисполкома, областного Совета, участвует в подготовке проектов нормативных правовых и иных правовых актов;
проводит обязательную юридическую экспертизу в отношении проектов нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, не относящихся к области технического нормирования и стандартизации, ненормативных (индивидуальных) правовых актов и локальных правовых актов облисполкома и областного Совета;
в установленном порядке обеспечивает подготовку к направлению нормативных правовых актов облисполкома и областного Совета в Министерство юстиции, Национальный центр правовой информации для проведения обязательной юридической экспертизы;
участвует в подготовке структурными подразделениями облисполкома либо самостоятельно подготавливает предложения о признании утратившими силу, изменении правовых актов облисполкома, областного Совета в целях обеспечения их внутренней согласованности и приведения в соответствие с законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, международными договорами Республики Беларусь и иными международно-правовыми актами, содержащими обязательства Республики Беларусь;
по поручению руководства облисполкома, областного Совета участвует в рассмотрении структурными подразделениями облисполкома поступающих в облисполком, областной Совет проектов нормативных правовых и иных правовых актов и в пределах своей компетенции дает по ним заключения;
обобщает совместно со структурными подразделениями облисполкома и анализирует правоприменительную практику облисполкома, областного Совета, вносит предложения о ее совершенствовании;
совместно со структурными подразделениями облисполкома разрабатывает перспективные и текущие планы нормотворческой деятельности облисполкома, областного Совета, участвует в их реализации и осуществляет контроль за их выполнением;
оценивает на соответствие законодательству представляемые на подпись руководству облисполкома, областного Совета проекты нормативных правовых и иных правовых актов;
вносит предложения о подготовке мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих нарушению законности в деятельности облисполкома, областного Совета, а в необходимых случаях участвует в их реализации;
по поручению руководства облисполкома, областного Совета принимает участие в рассмотрении материалов по итогам проверок, проводимых в облисполкоме и областном Совете, инвентаризаций, дает правовые заключения по фактам выявленных нарушений;
осуществляет в установленном законодательством порядке правовое информирование и консультирование граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам, связанным с деятельностью облисполкома, областного Совета и применением нормативных правовых актов в ходе рассмотрения их обращений;
осуществляет организационно-методическое обеспечение нормотворческой деятельности облисполкома, областного Совета;
по поручению руководства анализирует совместно со структурными подразделениями облисполкома публикации (выступления) в средствах массовой информации, касающиеся правовых вопросов деятельности облисполкома и областного Совета, и вносит соответствующие предложения руководству;
разрабатывает рекомендации, а также проекты правовых актов, направленные на повышение эффективности правовой работы в облисполкоме и областном Совете;
принимает участие в разработке предложений о совершенствовании системы управления в облисполкоме и областном Совете, определении прав и обязанностей структурных подразделений и должностных лиц;
проводит и участвует в проведении мероприятий по повышению правовых знаний работников облисполкома, его структурных подразделений, областного Совета, подчиненных им организаций, горрайисполкомов, а также юридических служб государственных организаций, содействует информационно-правовому обеспечению их деятельности;
принимает участие в правовом просвещении населения, в том числе с использованием средств массовой информации;
осуществляет организационно-методическое руководство правовой работой в структурных подразделениях облисполкома, областном Совете, горрайисполкомах, подчиненных облисполкому организациях, изучает состояние правовой работы в государственных организациях, дает рекомендации по ее улучшению;
осуществляет анализ состояния правовой работы в подчиненных облисполкому организациях, в том числе анализ по вопросам законности заключения и исполнения договоров, ведения претензионной и исковой работы, порядка, своевременности и качества рассмотрения предъявленных к организации претензий, и других направлений правовой работы;
подготавливает по поручению руководства облисполкома, областного Совета необходимые справочные материалы по законодательству;
оценивает на соответствие законодательству договоры, подготовленные структурными подразделениями облисполкома к заключению облисполкомом, визирует такие договоры;
проводит обязательную юридическую экспертизу проектов инвестиционных договоров между инвестором или инвесторами и Республикой Беларусь, дополнительных соглашений к ним, решение о заключении которых в соответствии с законодательством принимает облисполком;
защищает имущественные и иные интересы облисполкома, областного Совета при рассмотрении споров по искам, предъявляемым облисполкомом или к облисполкому, участвует в подготовке другими структурными подразделениями облисполкома необходимых в связи с этим документов; в установленном порядке представляет интересы облисполкома, областного Совета в иных государственных органах при рассмотрении правовых вопросов;
по поручению руководства облисполкома, областного Совета участвует в работе создаваемых облисполкомом комиссий, рабочих групп в части, касающейся своей компетенции;
7.12. рассматривает обращения граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции главного управления юстиции, и принимает меры по совершенствованию этой работы, представляет в установленные сроки Министерству юстиции информационно-аналитические данные по обобщению работы с обращениями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
7.121. осуществляет административные процедуры по заявлениям граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц;
7.13. обеспечивает в пределах своей компетенции исполнение международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи:
получает от учреждений юстиции иностранных государств просьбы об оказании правовой помощи в рамках международных договоров о правовой помощи и направляет для исполнения компетентным учреждениям юстиции Республики Беларусь, а также направляет в иностранные государства аналогичные просьбы учреждений юстиции Республики Беларусь;
осуществляет контроль за надлежащим оформлением документов, направляемых в рамках международных договоров Республики Беларусь о правовой помощи;
7.14. осуществляет проставление апостиля на документах, cоставленных на территории Республики Беларусь;
7.141. осуществляет управление подчиненными организациями согласно приложению, в том числе:
утверждает их уставы, а также вносимые в уставы изменения и (или) дополнения;
осуществляет планирование расходов на содержание подчиненных организаций;
осуществляет свод бухгалтерской отчетности по средствам бюджета и средствам от приносящей доходы деятельности подчиненных организаций, представляет их в установленном порядке в соответствующие органы;
в установленном порядке осуществляет управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Могилевской области и закрепленным за подчиненными организациями;
7.142. в сфере реализации кадровой политики:
ведет учет кадров главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, обеспечивает сбор и анализ информации о кадровом составе. Вносит в Министерство юстиции предложения по дальнейшему совершенствованию работы с кадрами;
определяет текущую и перспективную потребность в молодых специалистах в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения;
осуществляет контроль за соблюдением государственными служащими в главном управлении юстиции, территориальных органах принудительного исполнения, государственных архивах Могилевской области ограничений, связанных с государственной службой;
формирует резерв кадров главного управления юстиции, ведет работу с ним;
организует повышение квалификации, подготовку и переподготовку работников главного управления юстиции, территориальных органов принудительного исполнения, государственных архивов Могилевской области";
осуществляет в соответствии с законодательством иные функции в сфере реализации кадровой политики;
7.143. осуществляет информационное обеспечение и сопровождение деятельности главного управления юстиции путем взаимодействия со средствами массовой информации, продвижения информации в глобальной компьютерной сети Интернет, за исключением информации, относящейся к государственным секретам или иной охраняемой законом тайне;
7.15. выполняет иные функции, предусмотренные законодательством.
8. Главное управление юстиции имеет право:
получать в первоочередном порядке для ознакомления и использования в работе нормативные правовые акты, поступающие в облисполком;
запрашивать и получать от должностных лиц облисполкома, местных исполнительных и распорядительных органов, иных организаций, а также должностных лиц документы правового характера и другие сведения, необходимые для выполнения возложенных на главное управление юстиции функций;
участвовать в оперативных совещаниях облисполкома, заседаниях облисполкома и сессиях областного Совета;
привлекать по поручению председателя облисполкома, его заместителей или управляющего делами облисполкома и с согласия руководителей структурных подразделений облисполкома их работников для подготовки проектов нормативных правовых и иных правовых актов и осуществления иных мероприятий, связанных с нормотворческой деятельностью и организацией правовой работы;
проверять соблюдение законодательства в структурных подразделениях облисполкома, горрайисполкомах, подчиненных организациях по вопросам, входящим в компетенцию облисполкома;
вносить в местные исполнительные и распорядительные органы предложения об отмене нормативных правовых актов, принятых с нарушением законодательства.
9. Главное управление юстиции возглавляет начальник, который назначается на должность и освобождается от должности председателем облисполкома по согласованию с Министром юстиции.
Начальник главного управления юстиции имеет первого заместителя и заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности начальником главного управления юстиции по согласованию с председателем облисполкома и Министром юстиции, за исключением заместителя, курирующего вопросы принудительного исполнения. Заместитель начальника главного управления юстиции — начальник управления принудительного исполнения назначается на должность и освобождается от должности Министром юстиции по согласованию с облисполкомом.
В период отсутствия начальника главного управления юстиции его обязанности исполняет первый заместитель.
10. Начальник главного управления юстиции руководит деятельностью главного управления юстиции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на управление юстиции задач и осуществление им своих функций, распределяет обязанности между своими заместителями, устанавливает степень их ответственности и ответственности начальников структурных подразделений главного управления юстиции за руководство отдельными направлениями его деятельности, а также:
распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных смет расходов и имуществом главного управления юстиции в установленном законодательством порядке, заключает от главного управления юстиции хозяйственные и иные договоры;
назначает на должности и освобождает от должностей:
работников главного управления юстиции, директоров государственных архивов области;
работников управления принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома, работников районных, городских, районных в городах отделов принудительного исполнения, в том числе работников управления принудительного исполнения, за исключением лиц, осуществляющих обеспечение деятельности и техническое обслуживание органов принудительного исполнения, руководителей отделов принудительного исполнения — по согласованию с Министерством юстиции;
согласовывает с Министерством юстиции кандидатуры на должности главного бухгалтера, специалистов главного управления юстиции облисполкома, осуществляющих юридическую экспертизу нормативных правовых актов, принятых местными Советами депутатов базового территориального уровня, горайисполкомами;
проводит кадровую политику, направленную на укомплектование главного управления юстиции, управления принудительного исполнения, районных, городских, районных в городах отделов принудительного исполнения высококвалифицированными специалистами, на их профессиональное обучение и воспитание на основе строгого соблюдения законодательства, норм профессиональной этики;
действует без доверенности от имени и в интересах главного управления юстиции, представляет его во всех организациях в пределах, установленных законодательством, выдает доверенности;
при обнаружении нарушения законности в деятельности облисполкома и его должностных лиц незамедлительно докладывает об этом руководству облисполкома, предлагает меры по устранению таких нарушений;
издает приказы и подписывает постановления, дает указания в пределах своей компетенции;
утверждает положения о структурных подразделениях главного управления юстиции, должностные инструкции работников главного управления юстиции;
согласовывает штатные расписания подчиненных организаций в пределах общей штатной численности;
осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
11. Для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов и выработки решений по ним в главном управлении юстиции образуется коллегия. Количественный и персональный состав коллегии утверждается распоряжением председателя облисполкома.
Заседания коллегии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
Заседание коллегии главного управления юстиции считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов, а решение принятым, если за него проголосовало две трети присутствующих.
В случае разногласий, возникших между начальником главного управления юстиции и членами коллегии при обсуждении вопросов и принятии решений, начальник главного управления юстиции утверждает приказом свое решение и сообщает об этом председателю облисполкома и Министру юстиции.
Решения коллегии, касающиеся внутренней деятельности главного управления юстиции, реализуются приказами начальника, решения коллегии по иным вопросам — постановлениями главного управления юстиции.
12. Финансирование расходов на содержание главного управления юстиции осуществляется за счет средств областного бюджета, за исключением управления принудительного исполнения, финансирование расходов на содержание которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета.


Приложение
к Положению
о главном управлении юстиции
Могилевского областного
исполнительного комитета

ПЕРЕЧЕНЬ
государственных организаций, подчиненных главному управлению юстиции Могилевского областного исполнительного комитета

1. Учреждение «Государственный архив Могилевской области».
2. Учреждение «Государственный архив общественных объединений Могилевской области».
3. Учреждение «Зональный государственный архив в г. Бобруйске».
4. Учреждение «Зональный государственный архив в г. Кричеве».